История группы



Основатель группы, музыкант, певец и автор всего ее репертуара Михаил Борзыкин родился 27 мая 1962 в Пятигорске, еще в школьные годы переехал в Питер, серьезно заинтересовался музыкой в конце 70-х, будучи студентом английского отделения филфака Ленинградского Университета, а в феврале 1984 собрал из обломков групп ИКАР и ОЗЕРО (в последней он несколько месяцев играл на клавишных) оригинальный состав ТЕЛЕВИЗОРА: Михаил Борзыкин – клавишные, вокал, Александр Беляев (р. 8.08.62 в Ленинграде) и Игорь “Пэт” Петров (р. 7.12.61 в Ленинграде) – гитары, Игорь “Гога” Копылов (р. 20.07.62 в Ленинграде) – бас, Вячеслав “Ара” Архипов – барабаны и звукорежиссер Сергей Осипов.

Той же весной ТЕЛЕВИЗОР вступает в рок-клуб и быстро обращает на себя внимание оригинальными и самобытными песнями в эстетике новой волны, однако не лишенными лирических и романтических интонаций. В 1984 году ТЕЛЕВИЗОР становится лауреатом 2-го ленинградского рок-фестиваля, где Михаил Борзыкин был отдельно отмечен как автор лучших текстов. Столь же успешно ТЕЛЕВИЗОР выступает на 3-м фестивале на следующий год.

Вот что пишет критик из “Рокси”, главного и единственного ленинградского рок-журнала тех лет: “ТЕЛЕВИЗОР мне кажется одним из самых перспективных ансамблей Ленинграда. У них своеобразный стиль, надежный басист Копылов, интересный гитарист Беляев с запоминающейся манерой игры. Тексты Борзыкина отличаются и от текстов других групп, и от его собственных годовой давности. Он избавился от некоторого морализаторства (Мания величия, До мажор). Сейчас в его песнях редко встретишь героя, с какими-то однозначными взглядами и отношениями. Там скорее ситуации, которые так или иначе осмысляются. Чем-то мне это напоминает Костю Кинчева: Огнетушитель, Соковыжиматель. И на сцене они выглядели хорошо. Тем не менее, есть ряд причин, мешающих ТЕЛЕВИЗОРУ достичь ранга звезд первой величины. Например, в прошлом году ТЕЛЕВИЗОР выступал три раза, в этом – пока два. Создается впечатление, что смысл существования группы сводится к получению звания лауреатов на очередном фестивале. Другие причины – отсутствие студийной фонограммы, которая позволила бы слушателям лучше понять концепцию группы и наличие концертных записей жуткого качества. На этих записях все живое впечатление от ТЕЛЕВИЗОРА портится. Кроме того, Борзыкин, как и Цой, судя по всему, человек настроения. Если он заряжен – концерт получается блестящим, все стонут от восторга, если же он не в настроении – все идет вяло, как было на лауреатских концертах в прошлом году, да и в этом тоже. Да и то, что он даже не пытался петь, пользоваться голосом, тоже вряд ли можно записать в актив.”

В 1985 году на студии Андрея Тропилло записывается дебютный альбом Шествие рыб.

В марте 1986 года ТЕЛЕВИЗОР играет в Казани на неделе “Музыка и молодежь”, а в июне 1986 года производит сенсацию, исполнив на 4-м фестивале песни Мы идем и Выйти из-под контроля, тексты которых не были “залитованы”, т.е. разрешены. Несмотря на формальный скандал, этот инцидент фактически ликвидировал институт литовки, поскольку стало понятно, что, несмотря на запреты, каждый может, выйдя на сцену, спеть что пожелает, а разбираться с ним будут уже потом. Выступления группы в нескольких городах были запрещены.

К этому времени состав группы существенно изменился: летом – осенью 1985 из ТЕЛЕВИЗОРА один за другим ушли Копылов, Петров (оба присоединились к группе КОФЕ), Осипов (впоследствии звукорежиссер рок-клуба) и Архипов (надолго покинувший музыку). Им на смену пришли барабанщик Алексей Рацен (р. 7.05.62 в Ленинграде) из группы ЗЕНИТ и клавишник Игорь Бабанов, соученик Борзыкина по филфаку ЛГУ.

В 1987 году ТЕЛЕВИЗОР выступает на 5-м фестивале с еще более острой программой, поражающей слушателей резкими социально-политическими текстами (Три-четыре гада, Рыба гниет с головы, Твой папа – фашист). Выступление группы было отмечено спецпризом жюри “за художественную цельность”. Также жюри назвало песню Дети уходят лучшей композицией и отдельно отметило работу звукооператора Сергея Еремина.

В апреле ТЕЛЕВИЗОР вновь играет в Казани на неделе “Музыка и молодежь”, а летом отправляется выступать в Крым (вместе с группами ДДТ, АЛИСА, НАУТИЛУС ПОМПИЛИУС). После запрета властей на концерты в Ялте толпа людей пошла к горкому КПСС, где Борзыкин через мегафон предъявил требования зрителей секретарю горкома. Концерты состоялись. Позднее аналогичная ситуация – вновь с участием Борзыкина – повторилась в Ленинграде, когда власти запретили концерт на Зимнем Стадионе.

В июле группа выступает на 1-м фестивале рижского рок-клуба, в ноябре – на 3-м фестивале молодежи “Рок-87” в Горьком. ТЕЛЕВИЗОР набирает популярность, особенно после выступления на фестивале “Подольск-87”.

В этом же году группа записывает альбом Отечество иллюзий. Альбом получается удивительно ярким, боевым; холодный саунд оттеняет контрастно-горячий голос солиста, поэтическую и эмоциональную страстность – музыкальный аскетизм композиций и аранжировок. ТЕЛЕВИЗОР сознательно придерживается позиций минимализма в музыке, не использует сложные инструментальные партии, разнообразие выразительных форм. “Я даю информацию”, – говорил о том периоде творчества Борзыкин.

В 1988 году ТЕЛЕВИЗОР с блеском выступает на 6-м фестивале рок-клуба, доказав, что продолжает творчески развиваться – его новые песни демонстрировали более глубокий, философский, очень личностный подход к осмыслению действительности. С новой программой группа играет на “Рок-форуме” в Вильнюсе, в Москве, а с летних фестивалей в Польше и Италии начинается двухлетняя эпопея зарубежной гастрольной активности ТЕЛЕВИЗОРА. Группа выступает в Германии, Дании, Голландии, Бельгии, Франции, Италии, Люксембурге. На родине группу необоснованно упрекали в излишней политизированности и “немузыкальности”, но западная критика по достоинству оценила мелодии, аранжировки и саунд.

ТЕЛЕВИЗОР записывает альбом Отчуждение, но его мастер-лента осталась у московского продюсера Александра Шульгина, с которым группа порвала отношения. Выходит в свет первая пластинка группы, Шествие рыб, воспроизводящая магнитофонный альбом, записанный тремя годами ранее Андреем Тропилло. Музыканты привозят из Европы собственную студию, получившую известность, как “студия на Фонтанке”; в ней писались Гребенщиков, НАУТИЛУС, КОЛИБРИ и многие другие.

В ноябре 1989 ветеран группы Александр Беляев уходит в НАУТИЛУС ПОМПИЛИУС, и его место занимает Максим Кузнецов из хард-рокового ПРИСУТСТВИЯ. ТЕЛЕВИЗОР, как и прежде, много выступает, принимает активное участие в акциях музыкально-экологического движения “Рок Чистой Воды” (1990 – 1991), записывает альбом Мечта самоубийцы (1991), но в апреле 1991 года противоречия, накапливавшиеся во взаимоотношениях участников группы, приводят к ее распаду.

Бабанов покинул музыку и занялся преподаванием английского языка, а Рацен и Кузнецов ушли в эфемерную супергруппу Александра Ляпина ТУРЕЦКИЙ ЧАЙ, после распада которой первый записывался с НАУТИЛУСОМ, в 1993 – 1995 играл в АКВАРИУМЕ, а также выпустил альбом своего студийного проекта МАНДРАГОРА, а второй в середине 90-х эмигрировал в США. Сам Борзыкин на какое-то время пропал из виду: его единственной заметной работой в этот период стала музыка к спектаклю режиссера Игоря Морозова “Ляпа-растяпа” (1991, по рассказу Дж.Д.Сэлинджера) на Ленинградском ТВ.

Новая версия ТЕЛЕВИЗОРА появилась только весной 1992 и дебютировала в мае на очередном волжском круизе “Рока Чистой Воды”. В нее вошли: клавишник Константин “Кот” Шумайлов (р. 20.09.67 в Одессе) из группы КОШКИН ДОМ, барабанщик Игорь Федоров (р. 8.09.69 в Ленинграде), незадолго до этого пришедший в НЭП, и экс-гитарист группы САНКТ-ПЕТЕРБУРГ Сергей Богданов, который сменил принимавшего участие в первых репетициях Евгения “Леву” Левина (НЭП). Записываются альбомы Дым-туман (1992) и Живой (1994), снимается клип на песню Кожа апельсинья.

Отдельно стоит отметить регулярные выступления на проводимых Колей Васиным днях рождения Джона Леннона, на которых ТЕЛЕВИЗОР исполнял оригинальные версии песен BEATLES; некоторые из них входят и в программу “обычных” концертов группы.

Эту инкарнацию группы, однако, ждала прежняя судьба: сначала ее покинул Богданов (ныне режиссер на Новгородском телевидении), а затем и Федоров, который впоследствии играл стандарты рок-н-ролла с Владимиром Козловым (экс-СОЮЗ ЛЮБИТЕЛЕЙ МУЗЫКИ РОК), после чего вернулся в НЭП, откуда был рекрутирован в группу ЧИЖ & КОМПАНИЯ.

Борзыкин и Шумайлов продолжают выступать вдвоем (московский фестиваль “Индюки” в апреле 1994, отдельные выступления по стране). Старые песни группы переделаны в новом звучании и исполняются на концертах вместе с новыми. Записывается альбом Двое (1995). В качестве дуэта группа существовала вплоть до ухода Шумайлова в ДДТ.

Хотя во второй половине 90-х ТЕЛЕВИЗОР время от времени давал концерты, в целом, активность группы была близка к точке замерзания – Шумайлов интенсивно работал в ДДТ, а Борзыкин записывал новый материал (седьмой студийный альбом группы, не без иронии названный “7Б”, был завершен в январе 2000) практически соло.

9 октября 1999 в клубе “Спартак” на традиционном питерском праздновании дня рождения Джона Леннона Борзыкин представил новую версию ТЕЛЕВИЗОРА. В нее вошли клавишник групп БИТЛИ и СПОКОЙНОЙ НОЧИ Игорь Кононов и два барабанщика: ветеран Алексей Рацен (электронная перкуссия) и новобранец Сергей Русанов (р. 2.10.64 в Ленинграде), уже известный по группам УЛИЦЫ, HAPPY BIRTHDAY, СТИЛЬ, ПЕТЛЯ НЕСТЕРОВА. Правда, в феврале 2000, буквально после первых же концертов, Кононов решил вернуться к своим бесчисленным соло-проектам и покинул ТЕЛЕВИЗОР. Его место пустовало менее полугода – в том же июне в ТЕЛЕВИЗОР был снова приглашен Константин Шумайлов. Кроме того, в этот период Борзыкин несколько раз выступал дуэтом с гитаристом, поэтом и певцом Кириллом Комаровым (экс-ПРИСУТСТВИЕ).

С осени 2000 группа регулярно выступала в клубах “Зоопарк”, “Молоко” и т.п. В декабре того же года фирма “Караван” переиздала на кассетах первые четыре альбома группы, а в мае она же переиздала почти всю дискографию группы на компакт-дисках. В 2001 году Борзыкин начал работу над новым альбомом.


Использованы материалы: KM.ru, Music.ru, RbcMp3.com и Rock-n-roll.ru.
Сайт создан в системе uCoz