Арт-город: Мечта самоубийцы


Журнал “Арт-город”, №23, март 2003



Замечательно немодная музыка. То есть, музыка, которую можно было слушать с удовольствием в 1991 году, не с меньшим – в 2003-м и, думаю, еще через десять лет она будет восприниматься вполне адекватно наступившему времени.

Поскольку радио я не слушаю в принципе, то не знаю, транслируют ли песни Борзыкина FM-ные станции, – скорее всего, вряд ли. В общем, можно их и не транслировать – все равно они утонут в потоках сладкого поноса, которые изливаются на страну с каждого передатчика.

Музыка ТЕЛЕВИЗОРА так же современна, как ранние альбомы KING CRIMSON, хотя и не имеет с ними ничего общего, кроме того, что это любимая группа барабанщика Алексея Рацена (который, помимо прочего, является прекрасным компьютерным музыкантом, что на рассматриваемом альбоме не отмечено). Однако, кроме Рацена вокруг Миши Борзыкина вполне достаточно специалистов по программированию, да и сам он в этом смысле не пальцем деланный. Два характерных момента отличают ТЕЛЕВИЗОР от большинства отечественных групп: во-первых, соответствие текста музыке. Этот пункт можно разделить на подпункты, как то: внимательная работа над, собственно, текстом, который является литературным произведением, написан грамотно, тонко и чисто; внимательная работа над музыкой, которая представляет самостоятельную ценность – не плоский аккомпанемент, как у разных там ЧАЙФОВ, ДДТ, СНАЙПЕРОВ и других “русских рокеров”. Легко представить себе исполнение песен Борзыкина на английском, или вообще без голоса – музыка точно передает идею, вынесенную в название каждой песни и слушать ее не скучно. Третье – свобода в построении мелодической линии вокала: перестановки ударений, повторы и т.д.

Отдельное спасибо Борзыкину за русский язык – приятно слушать речь интеллигентного, образованного и отдающего себе отчет в том, что он говорит, человека.

“Мечта самоубийцы” – музыка, написанная взрослым человеком, понимающим процессы, происходящие в стране, в его окружении, в собственной его душе. Он лишен утомительного и странного инфантилизма бородатых дядек, поющих со сцены о борьбе добра со злом с пафосом рефлексирующего восьмиклассника, используя его же словарный запас. И еще раз хочется остановиться на том, что истинное наслаждение всякий любитель рок-музыки получит от того, что голосовая партия в “Мечте” является неотъемлемой частью музыки. Наконец-то хоть кто-то в нашей стране понял, что голос – это, кроме рупора, выплескивающего на очумевшего слушателя детскосадовские рассуждения о пользе религии или истории о своей несчастной любви, еще и полноправный, если не главный музыкальный инструмент в рок-группе.

Спасибо, Миша, за твою правильную упертость и суровую мудрость Мальчиша-Кибальчиша в буржуинском плену.

Любому понятно, почему Борзыкин не входит в обойму “суперстаров русского рока”. Его песни откровенно не похожи на частушки и страдания, он диссидент в законе, он белая ворона на черном фоне одетых в полувоенные свитера и чекистские кожанки русских рокеров. Ему не место в подвальных клубах, кочегарках и котельных, он не любит наливаться пивом и наполнять небо чем бы там ни было – он занимается музыкой. И поэтому – гнать его отсюда, не пускать на “Наше радио” и студию “Союз”, скатертью дорога на разные там “Коламбии”, “Уорнер Брадерз” и “Сони”. И не выступать тебе, Михаил, во дворце спорта “Юбилейный”, отправляйся на свой вонючий “Уэмбли”, дружи с разными отщепенцами вроде Боуи, сиди в ресторанах с моральными уродами Игги Попом и Гэбриелом.


Алексей РЫБИН
Сайт создан в системе uCoz