Быть легендой – значит быть мертвым


музБлокНот”, 6 июня 2005



Последний раз группа ТЕЛЕВИЗОР выступала в Челябинске в 1989 году, находясь еще на пике своей популярности. Спустя 16 лет Михаил Борзыкин и компания снова приехали в столицу Южного Урала, чтобы на этот раз дать в джаз-баре “Совершенно секретно” концерт в поддержку наконец-то выпущенного CD “Отчуждение-2005”.

После двухчасового ожидания, пока музыканты пообщаются с журналистами радио “Студия 1”, а потом должным образом настроятся, корреспондент “БлокНота” выясняет у лидера и основателя гр. ТЕЛЕВИЗОР Михаила Борзыкина, откуда растут ноги у брит-попа, почему коллектив сложно увидеть на большой сцене и отчего Земфира – “гениальная” поэтесса.


Нас увидеть вообще сложно

– У вас на этой неделе (интервью от 2 июня) достаточно плотный график. 3 июня вы даете концерт в Екатеринбурге, 4-го – в Тюмени

– Ну, вот Екатеринбург в последний день сорвался не по нашей вине, а по причине нерадивых руководителей клуба “Подвал”. Они сначала соглашались и вдруг вчера прекратили соглашаться. Подвели нас. Поэтому мы играем в Тюмени в следующий раз.

– А от чего вы получаете большее удовольствие – от живых концертов или от работы в студии?

– Это надо чередовать. Когда на чем-то одном застреваешь, одно другому мешает. Когда много концертов, очень трудно потом сосредоточиться на альбоме. Поэтому я люблю все чередовать. И так все и планируется: зима, поздняя осень – время для записей, а ранняя осень и весна – это время для гастролей.

– В последнее время вас сложно увидеть на крупных концертных площадках. С чем это связано?

– Нас увидеть вообще сложно. Мы не пытались никогда залезть в этот поезд. Мы движемся со своей скоростью, по своей трассе, а иногда эти трассы пересекаются. В данный момент мы движемся параллельно современной так называемой рок-культуре. Хотя при этом выступаем на больших фестивалях. Недавно выступали с АКВАРИУМОМ на большой площадке в Калининграде. Другое дело, что сейчас у нас общество информационно разделено. Информационная блокада сохраняется и вокруг ТЕЛЕВИЗОРА. Есть 2-3 канала, которые вещают на всю Россию, и нас по ним не показывают. Какие-то акции разовые есть, но глобального прорыва никто не ждет. И не в этом задача.

Неправильности украшают

– В этом году вышел наконец-то вам альбом “Отчуждение”. Почему вдруг пришло желание издать этот старый материал именно сейчас?

– Просто надо было, наконец, восполнить этот пробел. Потому что в свое время альбом был записан совсем другим составом. И все это благополучно легло на полку человеку, который оплатил запись этого альбома, потому что мы отказывались с ним сотрудничать в дальнейшем. Нам не понравился пункт в договоре о том, что мы должны участвовать во всех мероприятиях, которые этот человек сочтет нужными. И вполне естественно, так как он оплатил, он и забрал эту запись. Он ее тоже не выпускал. А мне поступило предложение от фирмы “Никитин” издать эти песни. Да и вообще уже лет десять поклонники тревожат ТЕЛЕВИЗОР, чтобы этот материал вышел в нормальном качестве. Мы сделали все по-новому. Это римейк. Это не попытка воссоздать то настроение. Сам материал меня давно привлекал, потому что мы редко исполняли его на концертах. Ведь это период определенный в жизни группы.

– Вообще во время записи своих альбомов вы стремитесь к конкретному результату?

– Невзирая на то, что мне кажется, будто я пытаюсь добиться конкретного результата, все происходит спонтанно. Это самообман обычный. Наверное, не бывает идеальных записей и идеальных аранжировок. Это я уже понял, но все равно изначально стоит задача сделать максимально близко к тому, чего хочется. У кого-то на эту задачу уходит день, а у кого-то – месяц. И я какой-то тугодел в этом смысле. Все равно все остается несколько недоделанным. С другой стороны, существует у звукоинженеров такая истина о том, что самые интересные произведения записаны обязательно с ошибкой, нелепостью. Мировую историю музыки неправильности украшают. Вот я иногда и тешу себя мыслью, что у меня неправильностей навалом, и, я надеюсь, они украшают (смеется).

Музыканты – не обслуживающий персонал

– В музыкальной прессе и не только за группой ТЕЛЕВИЗОР закрепилась репутация принципиального коллектива. Вы всегда действовали, не подчиняясь цензуре. А были такие случаи, когда очень уж хотелось пойти на уступки?

– Ой! Ну это постоянно подкладывается такая свинья с предложением пойти на какие-то уступки. И тут вопрос цены компромисса. Говорить о том, что жизнь можно прожить без компромисса, по-моему, – это абсурдное самолюбование. Но цена компромисса все время меня не устраивала. Группа ТЕЛЕВИЗОР не удобна в управлении, а нынешнее поколение продюсеров считает, что музыканты – это обслуживающий персонал: они должны быть быстро управляемыми, легко перенастраиваемыми, легко продаваемыми, покупаемыми. Поэтому ТЕЛЕВИЗОР не удобна для таких мегапродюсеров, а с ними мы тоже имели разговоры и в свое время отказались от многих известных людей.

– Лично вы ощущаете сегодня на себе давление со стороны современного шоу-бизнеса?

– Мы стараемся держаться несколько особняком. А давление, наверное, есть только на окружающих людей. У человека каша в голове; он приходит на концерт и пытается сопоставить ТЕЛЕВИЗОР с ЛЮБЭ, потому что ему сказали, что и то, и другое – хорошая музыка. Жаль, у нас нет стилевого, жанрового разделения, нет музыкальной критики серьезной, которая этим занималась: она подкуплена, находится на службе.

– “Я сам не люблю ярлыков” – пели вы еще в 80-х годах. А какой самый большой и раздражающий вас ярлык навешивали на группу ТЕЛЕВИЗОР?

– На нас был ярлык – “остро социальная группа”, “политическая группа”. Мне всегда это казалось странным. Или – “текстовая группа” – был поначалу такой ярлык. Вроде музыка там странная, не очень все музыкальное. И для нас это было обидно очень. Мы оттачивали специально музыкальный минимализм. А тогда считалось, что когда идет гитарный вал, много инструментов играют одно и то же одновременно, – это музыка. А для любителей музыки, где каждая партия инструментов висит в своем звуковом пространстве, для любителей групп типа THE DOORS, ранних альбомов PINK FLOYD и нелюбителей поздних это понимание казалось слишком пустым. Потом все эти ярлычки отвалились. Но до сих пор нас называют остро социальной группой, хотя я не совсем понимаю, что это означает. Остро социальным был Бетховен. В его музыке чувствуется его эпоха, его социум.

– Группа ТЕЛЕВИЗОР в радиоэфире – это вполне реальная картина? Как часто вы слышите свои песни по радио?

– В ротацию тяжелую мы попадаем редко. На радио “Рокс” нас крутят регулярно, на “Нашем радио” нас крутят эпизодически. Что касается других радиостанций, как ни странно, появляемся на радио “Петроград – Русский шансон” (смеется). Я не отслеживаю эти моменты. А вот целенаправленной политики по созданию радиоформатной песни у нас нет.

Откуда растут ноги у брит-попа

– Сегодня немало появляется новых проектов, которые активно раскручиваются. Кого вы считаете свежей кровью в мире музыки?

– Из наших? Есть такая группа – ОЛЕ ЛУКОЙЕ. Это наша питерская, но они уже давно играют. Масса групп. Тяжеленькие всякие: ПСИХЕЯ, например... Из экспериментального – ЕЛОЧНЫЕ ИГРУШКИ (электроника): они в Англии попали в хит-парады, а здесь их никто не знает. Ребята очень толковые, интересные...

– А из зарубежных проектов?

– В последнее время я не отслеживаю плотно. Вот недавно купил новый альбом NINE INCH NAILS. Очень понравилось. Многому можно поучиться: от неожиданных звуковых эффектов до экспериментов. За китами тоже слежу. Питер Гэбриэл отличный альбом выпустил, Стинг как-то в последнее время поскучнел. А восторг мало что приводит, потому что я, видимо, староват стал и слышу, откуда что взято, откуда растут ноги у брит-попа и у RADIOHEAD. Понимаю, что это все играно-переиграно, и для меня перестает быть интересным.

– В одном из своих интервью (году в 2001) вы резко раскритиковали Земфиру за ее тексты...

– А! Да. “Прилипли-влипли”. Эти рифмы меня всегда удивляют. (с усмешкой) Гениальная поэтесса!

– В 2005 году вы не изменили отношение к этой певице?

– Я последний ее альбом так и не слышал. Но, в общем, свое отношение не изменил. Там много таких нарочитых, случайных якобы корявостей, много стремления угодить какой-то тусовочной аудитории. ...“Я разобью турникет”, “пЕски-лЕски”... Не вовлекся я в эту волну, не вижу я там ни второго КИНО, как пытаются сказать, ни даже второго ЛАСКОВОГО МАЯ.

Современное телевидение – балаган

– Какие процессы в современном российском обществе вы бы охарактеризовали фразой своей песни “Сыт по горло”?

– Информационную агрессию на человеческие мозги, наверно. От этого очень устаешь. От этого невозможно скрыться даже в лесу, потому что это пронизывает пространство. Человек находится постоянно под бомбардировкой. Причем большинство этой информации ему абсолютно никогда не пригодится. В этом смысле ему приходится ставить фильтры, сужать их до минимума, и что-то полезное, что человек мог бы почерпнуть, он вынужден отбрасывать. Люди, пытаясь выжить, замыкаются в себе и перестают общаться с окружающей средой, обмениваться энергией. Технократическая цивилизация подошла к такому барьеру, когда надо отказываться от информационной агрессии в пользу развития какой-нибудь железы эпифиз, которая предчувствует землетрясения и позволяет видеть на расстоянии. Оказывается, мы это когда-то могли...

– Как группа ТЕЛЕВИЗОР относится к современному телевидению?

– Все это балаган: очень циничный, рассчитанный на развитие этого самого цинизма в людях, ставящий под сомнение всех богов, кроме бога денег. Это пропагандистская машина, помогающая нынешним правителям, это замена национальной идеи. Успешность человека и его общественная востребованность ставится выше, чем его личные моральные качества. Весь мир пытается жить по-другому, а мы...

– Слышали о том, что “Дом-2” пытаются через Думу запретить?

– Я считаю, что “Дом-2” – это действительно отупляющая вещь. Насчет запрета не знаю. Надо, чтобы больше было других передач, чтобы люди начали сами поднимать свой собственный уровень. Другое дело, что умное население не нужно тем, кто такие шоу делает. Управлять дураками легче, управлять людьми с дурным вкусом еще легче.

О позоре старости...

– Сегодня вы ощущаете себя коллективом новомодным, современным или относящимся к старой гвардии?

– Есть какие-то заслуги, благодаря которым мы держимся на плаву, но почивать на лаврах совершенно не хочется. Смешно считать себя легендой, упирать на то, что ты легенда. Или играть в одном стиле... В этом есть какое-то конъюнктурное отношение к собственной душе. Душа научилась делать хиты. А ну-ка, душа, поработаем еще: до старости немного осталось.

– Что чувствуете, когда видите на афишах надпись: “Группа ТЕЛЕВИЗОР – легенда русского рока”?

– Я смеюсь, потому что быть легендой – значит быть практически мертвым. Я этого никогда не хотел. Я все время даже у старых песен меняю аранжировки. Мне бы не хотелось восприниматься легендой. В этом есть позор старости, позор бессилия, позор импотенции...


Анастасия БОГОМОЛОВА
Сайт создан в системе uCoz