FUZZ: Отечество иллюзий


Журнал “FUZZ”, 1994



На аудио-кассете и CD выпущен в свет эпохальный альбом ТЕЛЕВИЗОРА – “Отечество иллюзий”, ставший, в свое время, чуть ли не апофеозом так называемой “красной волны”, и вместившей в себя программу, впервые представленную группой на фестивале городского рок-клуба в 1986 году. Официально, в духе времени, замазано еще одно белое пятно в истории ленинградской независимой музыки 80-х.

Исполнение данного репертуара в то время, когда понятия “перестройка”, “гласность” еще только приобретали свой фактический смысл, требовало определенной смелости от музыкантов, т. к. имея несомненные антитоталитарные мотивы, песни привлекали внимание работников известных учреждений и вызывали по отношению к себе нарекания, вплоть до запрещения исполнения. Впрочем, оставим в покоя социальную направленность, столь рьяно приписываемую ТЕЛЕВИЗОРУ.

Борзыкин – художник хулиганистый и талантливый. Он рисует свое полотно черно-белым контрастом, вплетая в него неожиданно яркие краски иллюзий и ставя кляксы эмоций – положительных и отрицательных, не боясь оставить додумывать слушателю смысл тех сюжетов, в которых сам еще не разобрался. И все это производит впечатление законченности. Пусть не высокохудожественной, но лирической.

Перед вами – поток самосознания. Бесовская пляска теней, столь знакомая фейхтвангеровскому Гойе. Попытка разобраться в себе и все расставить по своим местам. Избавиться от собственных страхов. Конфликт с самим собой порождает звуки, наборы слов, выводы и парадоксы. Речь идет о самых наболевших вопросах. Излишняя плакатность с годами только усиливает актуальное содержание одной из самых сильных песен на альбоме “Твой папа – фашист”. Оглянитесь вокруг! Разве вам не заметно, как идеалом нового поколения становится коротко стриженый дядя в красном пиджаке и с “бетонным взглядом” (и с радиотелефоном). Конфликт продолжается.

Следом за сугубо личными переживаниями, как, например, в теме “Кто ты?”, нарождается пласт чувств, вызванных реакцией на окружающую действительность (“Отечество иллюзий”) – грубый, иногда унизительный контакт человека с себе подобными (“Полуфабрикаты”).

Диапазон переживаний широк. Тут и горечь поражений, и стремление к покою (“Дети уходят”), раздражительность и мужество (“Выйти из-под контроля”). В целом смысловая линия оформлена удачно – с точки зрения подачи информации. Нет ни какой возможности расслабиться и отдохнуть, кроме как выключить запись. Несколько однообразная мелодичная “волна”, насыщенная холодным звуком клавиш, с барабанными дробями, навязчиво звучит где-то там “внутри”.

Отсутствие богатых аранжировок компенсируется энергичным, живым, выразительным вокалом.

Неисчерпаемость затронутых тем позволяет слушателю самому судить о качестве отдельных композиций, под которые, кстати, кто-то еще и танцует.

Запись сделана в ЛДМ в 1987 году. Стоит заметить, что в тот год, богатый событиями, произошел выплеск в массы лучших произведений субкультуры. Тут и работы АКВАРИУМА, и КИНО, и НАУТИЛУС ПОМПИЛИУС. ТВ в подобных масштабах не затерялся.

Именно тогда окончательно сформировался термин “русский рок” – эдакая смесь цинизма и наивности, веры и отрицания, бескомпромиссности и желания быть услышанным.

Вечные темы преподносятся простым, иногда немного корявый языком. Без лишней злобы, но с заводом. Душевные противоречия, стремление быть всюду и всегда в авангарде, трезвые размышления и потребность действовать решительно – таков ТЕЛЕВИЗОР образца семилетней давности.


Александр ПОЛИЩУК
Сайт создан в системе uCoz