InterMedia: Отчуждение-2005


InterMedia.ru, 24 февраля 2005



О том, что у этой пластинки, мягко говоря, интересная судьба, все уже знают. Михаил Борзыкин заново переделал альбом 1989 года “Отчуждение”, который, будучи в свое время записанным, лег на полку из-за конфликта с продюсером, финансировавшим запись. Борзыкин оказался одним из немногих, кто выдержал жесткую хватку этой акулы шоу-бизнеса, которая вовсю пользовалась юридической наивностью наших артистов. В результате спустя много лет большинство заключенных “пожизненных” контрактов были расторгнуты через суд, а бывшая жена продюсера долго и смачно рассказывала прессе о его деспотичном характере. Лидер ТЕЛЕВИЗОРА не судился и не жаловался. Он еще в 1989 году четко заявил о неприемлемости предлагаемых условий и фактически пожертвовал альбомом. Выйдя вовремя, “Отчуждение” могло стать каким-никаким событием. Переиздание же имеет скорее историческую, чем культурную ценность. “Легенда” альбома представляет интерес как яркий пример экономических взаимоотношений периода “дикого” шоу-бизнеса, а само “Отчуждение-2005” добавит в дискографию ТЕЛЕВИЗОРА иллюстрирующее музыкальную эволюцию Борзыкина недостающее звено, от отсутствия которого, признаться, страдало не так уж много поклонников.

К чести издателей, они не попытались выдать пластинку за новинку – даже оформление неуловимо дает понять, что это ретро: шрифт логотипа ТЕЛЕВИЗОРА и портрет Михаила Борзыкина в серой дымке отсылает к ушедшим временам. Что касается аранжировок, то тут наблюдается забавное противоречие. Естественно, Борзыкин не стал ускорять вокал, чтобы он зазвучал “омоложено”, и вытаскивать из чуланов допотопные синтезаторы в старании восстановить звук 15-летней давности. Звук поэтому вышел нынешний, но песни-то остались старыми, и пришлось искать компромисс. В результате Михаил сделал скорее стилизацию под тогдашнее “Отчуждение”.

Насколько интересно слушать это сегодня? Вопрос, прямо скажем, дискуссионный. ТЕЛЕВИЗОР всегда играл какую-то отдельную от бушующих вокруг тенденций музыку. В споре между нововолново-постпанковским инструментарием и резкими политизированными текстами Михаила Борзыкина рождалась не истина, но особый жанр, присущий только этой группе. Короткий выход ТЕЛЕВИЗОРА в лидеры отечественного рока случился из-за того, что зрителей одновременно взбудоражили смелые фразы и азарт, с которым Борзыкин лопатил пласты актуальной мировой музыки. Когда смелость перестала удивлять, одна из составляющих просела – и ТЕЛЕВИЗОР перешел из разряда любимцев в категорию легенд. Альбом “Отчуждение” иллюстрирует именно этот этап. Стиль группы уже выкристаллизовался, и стало ясно, что стиль этот явно не для массового слушателя. А в отважности борзыкинских текстов 1989 года сегодня явственно чувствуется наивность. Да, стихи умны и интересны, но желание Борзыкина высказываться на политическую злобу дня сейчас вызывает скорее улыбку. Его искренняя борьба с мешающими жить тремя-четырьмя гадами и с наследниками Сталина и Брежнева (“Политпесня”) практической ценности, увы, уже не имеет. Это 15 лет назад можно было с открытым забралом наскакивать на коммунистическое здание, которое готово было повалиться от слабого тычка. Теперь при кажущемся сходстве политических ситуаций подобные творческие методы никакого действия уже не возымеют. Так что у Борзыкина молодые да горячие музыканты должны учиться не борьбе с режимом, а тому, как можно во взаимодействии с шоу-бизнесом не терять собственного лица.


Алексей МАЖАЕВ
Сайт создан в системе uCoz