Мы не спешим попасть в легенды


Газета “Молодежь Татарстана”, №43, 22 апреля 2004


Легенда отечественного рока Михаил Борзыкин посетил Казань. В клубе “Веселый Роджер” с бешеным аншлагом прошел в минувшую субботу единственный концерт-презентация нового альбома группы ТЕЛЕВИЗОР “Мегамизантроп”.

Двадцать лет назад, когда официально можно было слушать Юрия Антонова, Аллу Пугачеву и Софию Ротару, имя Борзыкина, равно как имена Бориса Гребенщикова и Юрия Шевчука, было для прогрессивно мыслящей молодежи развитого (загнивающего) социализма священно.

Сегодня времена изменились: БГ, вроде бы, во всех интервью давая понять, что в душе-то анархист и любую власть не приемлет, выступает на самой попсовой и официальной площадке страны. Макаревич, сочинивший “Не стоит прогибаться под изменчивый мир, пусть лучше он прогнется под нас”, раздаривает в прямом эфире кухонные плиты. А вот Михаила Борзыкина и на ТВ не увидишь, и по радио не услышишь. Впрочем, обстоятельство это его, кажется, мало волнует. Группа живет и здравствует и с завидной периодичностью выпускает альбомы. Да и возглавить демонстрацию, как некогда в конце 80-х против запрещения рок-фестиваля, Борзыкин и сейчас готов.


– Михаил, почти все интервью с вами журналисты начинают с вопроса: “Куда же вы пропали?”. Вы обижены на то, что сегодня менее раскручены, чем те же АКВАРИУМ, АЛИСА?

– Горечь у меня вызывают скорее тенденции всего происходящего в стране. А то, что происходит со мной, – закономерность. Если уж встал на этот путь – привыкай. А что касается безызвестности, то главное – быть верным себе. Поверьте, это куда важнее, чем слава и деньги.

– И какими вам видятся тенденции всего, что происходит вокруг?

– О том, что кризис русской культуры налицо, никто не будет спорить. И что-то изменить затруднительно, мы безбожно отстали от всего мира. Группа ЛЕНИНГРАД сейчас донельзя раскручена, в то время как творческого лица у коллектива нет. Они поют краденые кусочки фраз из ларьковой жизни. Сегодня так называемая “общественность” воспринимает творчество Шнура сотоварищи как нечто грандиозное.

– Так есть ли у вас ответ на риторический вопрос: “Жив или мертв русский рок в России”?

– То, что он погиб давно, – это факт. Хуже то, что сейчас он невероятно запах. И клубы этого запаха разносятся с помощью СМИ по всей стране со скоростью ветра. О тех, кто творит давно, говорить воздержусь. Что касаемо молодежи, то она, видимо, уже не заботится о каком-то послании, не понимая, что хочет сказать своими песнями.

– Неужели, по-вашему, все так безнадежно?

– Я сидел в жюри на тольяттинском фестивале “Автоград” и видел там много талантливых групп. Приезжаю на следующий год, и выясняется, что групп больше нет – кто-то спился, кто-то повесился, кто-то на игле. Они срываются, как только сталкиваются с суровой правдой жизни: они никому не нужны. В стране человек десять контролируют музыкальный процесс и диктуют формат.

– Как вы оцениваете факт прошедшего в Кремле концерта БГ?

– Это просто смешно: БГ, позиционирующий себя бунтарем, и вдруг – в Кремле.

– А вы бы где устроили свое пятидесятилетие?

– Я не отношусь с трепетом к таким вещам, как юбилеи. Мы и двадцатилетие группы в марте отметили скромно, не рисуясь. Это все признаки бронзовения. А мы и не спешим попасть в легенды.

– Тем не менее вас к ним причисляют...

– Ради бога, но серьезно к этому я не отношусь.


Маргарита ГЛАДКОВА
Фото: Виталий КАЛИН
Сайт создан в системе uCoz