Конфликты Михаила Борзыкина


Газета “Я – молодой”, №14, апрель 1996



Когда-то ТЕЛЕВИЗОР числился в первых рядах протестующих революционно-перестроечных рокеров и до сих пор ассоциируется с песнями типа “Сыт по горло”, “выйти из-под контроля”, “Твой папа – фашист”. Сама же группа, постепенно изменяющаяся в процессе поиска новых музыкальных средств, на несколько лет выпала из поля зрения прессы. Но вот на фирме “General Records” явился на свет очередной результат этих поисков, и о нем, поверьте, стоит поговорить. Новый компакт группы ТЕЛЕВИЗОР называется “Двое”.

– Почему “Двое”?

– Во-первых, сам альбом получился двойственным. Вначале были написаны песни более энергичные, некоторые даже агрессивные. А вторая часть альбома получилась лирическая. А во-вторых, мы записывали его вдвоем с Костей Шумайловым, клавишником. Для нас это достаточно уникальное явление, раньше мы всегда работали с живым гитаристом и барабанщиком.

– Такой состав и полностью электронное звучание вызвано собственным желанием или необходимостью?

– Это концепция. ТЕЛЕВИЗОР всегда тяготел к электронному звучанию – просто не было раньше аппаратурных возможностей, да и аранжировочных знаний не хватало. А сейчас все идет к тому, что можно работать на хорошем уровне и с хорошим звуком. Мне, например, кажется скучным состав гитара – барабаны – бас-гитара: я не вижу здесь никакого развития. Меня утомляют длинные гитарные соло, мы всегда старательно избегали растягивания песен – сейчас этим никого не удивишь. А компьютерами удивить можно. Можно удивить звуком, как это, например, сделали NINE INCH NAILS – своим единственным в мире звуком.

– При таком составе (два человека на сцене) нужен какой-то способ держать зал.

– Да, это сложно, особенно с лирическими песнями. Я стою, как могу, двигаюсь, но в принципе это мне трудно. С быстрыми вещами проще. А в принципе это серьезная задача. Люди с таким составом на Западе чаще всего дают концерты, когда сзади какое-то движение происходит, на экране, например, или, скажем, PET SHOP BOYS (они ни в коем случае не наши кумиры – просто их тоже двое) – они делают грандиозное шоу, которое, правда, влетаем им в бешенные деньги, и поэтому подобные концерты происходят раз в два года.

– Люди, которые знали ТЕЛЕВИЗОР 84 – 85-х годов, узнают ли группу сейчас?

– Ну, не все, конечно. Например, лирическая часть песен просто шокирует некоторых – тех, кто привык к агрессивному ТЕЛЕВИЗОРУ.

Поэтому мы и потеряли былую популярность: мы не любим повторяться – бить в одну точку, мы изменились, стали более лирическими, психоделическими, философскими – а это как бы “уже не ТЕЛЕВИЗОР”! Но я этого не боюсь.

У нас, к сожалению, немногие музыканты экспериментируют, сейчас общая тенденция – скорее создать что-то такое, что сразу будет продаваться. Раньше, годах в 85 – 89-м было по-другому, все-таки больше стремились к тому, чтобы группа кардинально ото всех отличалась. Сейчас это редко.

– У тебя тоже был жесткий имидж, а ТЕЛЕВИЗОР считался “самой крутой в смысле социального протеста рок-группой”.

– Все было не совсем так, как писалось в прессе. Это просто был такой вот ярлычок повешен. Меня всегда это поражало: вот, например, “Отечество иллюзий” – там же все прямым текстом, там нет даже образов никаких конкретных! “Что внутри, что снаружи – чем дальше, тем хуже” – имеется в виду мозг как место, где рождаются иллюзии. А не Страна Советов!

Что же касается “протеста” – я бы это назвал не протестом, а конфликтом. По-моему, в основе творчества должен лежать конфликт. Для меня, во всяком случае. Просто сейчас он переносится несколько в другую область. Это не всегда так легко заметить... Ну, внутренний, скажем, конфликт. Или конфликт между единицей и массой – меня этот момент всегда интересовал, и с первых альбомов ТЕЛЕВИЗОРА это видно.

Желание дистанцироваться от толпы, несоответствие того, как мыслит толпа и как ты воспринимаешь, влияние толпы на твое восприятие мира – это и есть конфликт, это уже борьба, это уже война, и очень серьезная... Но она – внутреннего характера, менее заметная, менее лобовая. Но она тоже социальна. Социальность – это же признак искусства. Потому что искусство не может не относиться к социуму, при котором оно происходит.

– Альбом рассчитан на какого-то конкретного слушателя?

– ТЕЛЕВИЗОР никогда не просчитывает свою аудиторию. Как только начинаешь просчитывать – появляется ремесло, творчество пропадает сразу!

Этот альбом как дневник. Обрывки из собственной жизни. Летопись. Песни не появляются из воздуха. За каждой стоит конкретная история и конкретно со мной – не с литературным персонажем, как, скажем, у Шевчука. И такая задача была изначально – отражать не то, что кого-то интересует, и не то, что как бы нужно отражать, а то, что действительно тебя затрагивает.


Анастасия ЯГОДИНА
Сайт создан в системе uCoz