Панегирик.
М.Борзыкину, который в нем, слава богу, совсем не нуждается.


Журнал “Р-Клуб”, №2, октябрь 2001



(из переписки на “Гостевой книге” сайта группы ТЕЛЕВИЗОР)

Какой-то пользователь:

– Скажите, а какие аккорды песни “Твой папа – фашист”?

М.Борзыкин:

– В этой песне нет аккордов.


Не опустился и не ожлобел.

Это, пожалуй главное. А еще – продолжает писать песни. Такой же: чуть серьезный, чуть самоироничный, чуть печальный – все, вроде бы, как уже привыкли. Это хорошо или плохо?

Или кто-то из “старых панков-рокеров” должен был войти в ХХI-ый век не изувеченным временем, деньгами... славой.

Или просто: каким я увидел Михаила Борзыкина 2001 года.

– Борзыкин... ТЕЛЕВИЗОР... Это что-то... Перестройка, “Отечество иллюзий”, программа “Взгляд”... “Подольск’87”.

– Да-да. И еще: 9 альбомов группы ТЕЛЕВИЗОР и два концерта в Москве летом этого года.

Да, альбомы. Увы, не все, но хотя бы так: на “Caravan Records” в этом году вышло 9 давешних альбомов ТЕЛЕВИЗОРА.

Что же, вспомним.

Шествие рыб” – много коротких песенок, местами едких, местами лиричных. В то самое время Борзыкина почему-то обвиняли в подражании Гребенщикову. Хм-м. Вот уж воистину “гребнем единым...”! С этого альбома программная песня – “С вами говорит телевизор”. И с этого же замечательная лирика: “Цветные сны”.

Многие, прослушав “Шествие” после “Отечества”, недоумевали: ну-у, что за романтизм... Ха. “Листик” и “Быть бы” еще не родились...

Отечество иллюзий” – эталонный, так сказать, ТЕЛЕВИЗОР. Не знаю, не знаю. Здесь и “Твой папа – фашист”, и “3-4 гада”, и “Выйти из-под контроля”... Легче сказать: это такое время лозунгов. Согласен. Но послушайте “Кто ты?” – вот пример религиозной лирики в пост-панке.

А дальше – мутно.

Дальше: “Отчуждение”. Самый таинственный альбом ТЕЛЕВИЗОРА. Песни: “Музыка для мертвых”, “Вера”, “Не плачь”... Местами материал пересекается с “Отечеством”. Официально альбом не выходил, но не так давно появился – в МР3 – на сайте группы.

Мечта самоубийцы”. На мой взгляд, это – пока лучшее. Вышел только один раз на виниле и – стал раритетом. Аранжировки “Мечты” упругие, злые, пафосные – своеобразный панк-арт-рок. Циничная зрелость. Звук – скрежещущие гитары, воющая электроника и грохочущие барабаны. Тексты – уход от разнокалиберных лозунгов в философию собственной рефлексии. Особо отмечу песню “Вдали”.

Дым-туман”. Тоже переиздан на CD. Чуть более “бытовой”, и чуть более нервный, нежели предыдущий. Я бы сказал так: переходного периода. Тут есть и возвращение к “Отечеству” в виде озлободневненной версии “Сыт по горло” или в виде анти-эсхатологической агитки “Конца света не будет”... А есть и пронзительные “На Желябова 13” и “Я у вольных, у небес”, причем последняя... М.Борзыкин наконец-то ясно запел о любви, да так!.. Слава богу, ТЕЛЕВИЗОР никогда не был радио-форматной группой – боюсь, в противном случае “Я у вольных...” постигла бы скотская участь “Я хочу быть с тобой”.

Двое”. И его переиздали. Альбом резко разделен на две части и сопровожден изображением “инь-ян” на обложке. Первая часть альбома – тот, старый, уже известный ТЕЛЕВИЗОР с едкими текстами и барабанами-гитарами. Зато вторая – сплошь любовная лирика! Хм, а мы-то думали, М.Борзыкин взаправду “Ленин от рок-н-ролла”... Странные песни. Чисто по-человечески они мне и понятны, и приятны; но чисто по-понятиям... Подобные аранжировки мы слышим, включив опцию “дeмo” на клавишных-расчестках. Что же это? Рефлексия, дошедшая до уровня аранжировочного пофигизма? Желание сделать нечто принципиально иное? Вдруг наступившие проблемы со вкусом? Стеб? Странные песни.

Концерты.

Переизданный “Живой”. В общем, то: вполне концерт. Саунд такой, будто писали на “Лохотроннику-322” и на ней же сводили. Ярчайший пример того, как неправильная работа со звуком (панорамирование и пр.) способна загубить крепкую драйвовую работу музыкантов. Что звучит? Разнообразие творческого пути. От все тех же “Отечества” и “Фашиста” до “Нет денег” и “У вольных, у небес”.

Изданный лишь на кассете “Концерт в Амстердаме” (1988 г.). Звук опять тот же, “концертный” (почему-то ТЕЛЕВИЗОРУ принципиально не везет с концертными записями!). А интересен он “Музыкой для мертвых” (с таинственного “Отчуждения”) и прочими неизданными в ту пору песнями. И “Революцией” Дж.Леннона. Эдакий нервозный кавер. Думаю, Джону бы понравилось.

Итак, это была ретроспектива.

Что сейчас?

Сейчас – прежде всего – сайт ТЕЛЕВИЗОРА.

Там – и МР3 уже упомянутой выше продукции, и новый все готовящийся и готовящийся альбом “7б”, и куча прочего. Учитывая не очень частые концерты ТЕЛЕВИЗОРА, этот сайт – фактически единственная реальная связь группы с миром.

Может, по причине такого “затворничества” – приезд М.Борзыкина в Москву воспринимался сперва как шутка, ерунда или попросту подстава. Но: нет. Вот – клуб “Полнолуние”, а вот и сам Михаил со своей “гитарой”.

“Фактически бард”, как усмехался он сам. “Гитарой” был синтезатор. Сосредоточенно сидящий за клавишами М.Борзыкин напоминал то клерка, то учителя химии. А песни узнавались на раз. И – вот удивительно – та лирика-с-изрядным-налетом-попсы в сольном исполнении стала действительно просто лирикой. А не-лирика драйвовость не теряла, что опять же радовало. Однако, казалось бы, что может сидячий человек за синтезатором?

Может. Новые песни были – приняты, нет не то слово, – “долгими продолжительными аплодисментами”... Оказывается тот Борзыкин времен “Отечества” – тот и сейчас. Ребячество? Усталость? Мизантропия? Зависть? Какого черта, кому-то же надо из тех “старых” – об этом – сегодня...

Прошло-то всего лет двадцать
И не надо считать морщины.
Ну зачем же вы в мудрые старцы,
В настоящие вышли мужчины?
Я понимаю, детей растить надо,
И денег не бывает много.
Но зачем же потакать стаду,
Зачем же играть в бога?

А мне повезло: я не добрый,
И, слава богу, не гуру,
И героический образ
Не сожрал мою злую натуру.
И можно не выть с волками
О душе, такой чуткой и тонкой.
И между быками и полубогами
Бездомной трусить собачонкой.

А может, причаливать рано?
И сомневаться не поздно?
И стыдно всегда быть правым,
И любить себя так серьезно.
А может, народная память
Не вернее шлюхи обозной.
Так зачем становиться столпами
Пепсикольного апофеоза?

А мне повезло: я не добрый,
И, слава богу, не гуру,
И героический образ
Не сожрал мою злую натуру.
И можно не выть с волками
О душе, что уже в печенках.
И между быками и полубогами
Бездомной трусить собачонкой.

– Песня “Пронесло”, о “докторах Франкенштейнах русского рока”, – усмехнулся Борзыкин перед исполнением оной. (Аплодисменты.)

И я бы назвал автора такого текста – популистом, если бы потом не было бы “Мандаринового снега”, “Быть бы”, “Души” – мягких, почти бардовских, песен.

Иногда думалось: а не вошел ли Михаил в ту стадию творчества, когда на место “драйва” приходят усидчивость и сосредоточение? Когда интересно рассказывать зрителю всего себя, не “держа руку на пульсе аудитории”?

Но вдруг: “сидячесть” кончилась. И Борзыкин вскочил. Вы никогда не видели танцующего Борзыкина? Под ритм-бокс, а-капелла, с новыми и старыми песнями... Слушая дома записи группы ТЕЛЕВИЗОР, никогда себе такого не представлял. Э-э, как бы это сказать? “М.Борзыкин показал себя пластичным, тонко чувствующим ткань музыкальных произведений.” Очень элегантный панк.

А через несколько дней мы видели Михаила еще раз. На фестивале “Произвольная космонавтика”. Песен и танцев было меньше, аудитория была больше.

(Из разговоров с залом.)

Какие-то лохи:

– Давай, “на поле танки грохотали...”

Борзыкин:

– Ты знаешь, сколько бы тогда стоил на меня билет?

Еще лохи, хором:

– Твой папа – фашист!

Борзыкин:

– А это правильно...


Так что ТЕЛЕВИЗОР существует. В том или ином виде, но – здесь, в XXI-ом веке. А Борзыкин – не пишет попсы-миксы на собственные песни, не перепевает отечественные блатняки и не шатается пьяный по Москве в поисках дармового опохмела. Это приятно. А то, знаете ли, пафос и муть “стариков” достали. Одни сияют, прочие кряхтят.

Так что, возможно, Михаилу надо сказать “спасибо”, за то, что он эдакий “не гуру”. Хм, считайте, что сказал.

Что дальше?


Роман ШЕБАЛИН
(сентябрь 2001)
Сайт создан в системе uCoz