Что показал ТЕЛЕВИЗОР?


Журнал “Dождь”, №5 (28), май 2003



Ситуация такова: неизвестность группы ТЕЛЕВИЗОР и ее создателя Михаила Борзыкина является недостатком не самой группы, а скорее слушателей, которые, подвизаясь на ниве рок-н-ролла, истоков этого самого рок-н-ролла не знают и знать, видимо, не хотят. Или же просто по неведению своему считают, что музыка в Эсэсэсэре началась с КОРОЛЯ И ШУТА и Земфиры. Самые знатоки, скорее всего, вспомнят АЛИСУ, и то не дальше ее последних альбомов.

Так вот, для тех, у кого словосочетание “Ленинградский рок-клуб” не вызывает совершенно никаких ассоциаций, прямо как птица-секретарь даю справку. Группа ТЕЛЕВИЗОР появилась на свет в марте 1984 года. В том же году группа вступила в Ленинградский рок-клуб, явление более чем значимое для рок-н-ролла тех лет и давшее миру такие коллективы, как АКВАРИУМ, АУКЦЫОН, ДЖОНАТАН ЛИВИНГСТОН, КИНО, ПИКНИК, ЗООПАРК, СЕКРЕТ, РОССИЯНЕ, АЛИСА и многие другие.

ТЕЛЕВИЗОР считают одним из родоначальников “русской неоромантики и электронного фанка”. Группа не единожды бывала запрещенной из-за своих песен (“Мы идем”, “Выйти из-под контроля”, “Твой папа – фашист”). В 1987 году ТЕЛЕВИЗОР вошел в пятерку самых известных групп в СССР (благодаря альбому “Отечество иллюзий”). И вообще группа участвовала во множестве рок-фестивалей и гремела по стране, то есть имела известность со всеми атрибутами того времени: с миллионными тиражами альбомов, расходившихся “по рукам”, без какого-либо намека на прибыль; с цензурой, которой очень не нравится, когда ее игнорируют так бесцеремонно; с запрещенными концертами и т.д. и т.п.

Приезд культовых персонажей рок-сцены в Тюмень показал, что нынешним юношам и девушкам история интересна не очень. Половину малочисленной публики составляли вполне уже взрослые люди, пришедшие специально на ТЕЛЕВИЗОР и выросшие на ТЕЛЕВИЗОРЕ, другая же половина состояла из обычных юных посетителей рок-клуба, пришедших “просто так”. Подобная ситуация уже имела место в “Белом коте” на концерте Черного Лукича. Возможно, какой-нибудь абстрактный молодой человек возразит мне в том смысле, что если группа или исполнитель неизвестны широкому слушателю, то все с ними ясно, и нечего нас, молодых и энергичных, кормить лохматой архаикой, уже давно и безнадежно неактуальной, да еще и ругать за то, что мы ее есть не хотим.

Объясняю по пунктам: даже на сегодняшний донельзя свободный день большинство стоящих групп остаются в неизвестности либо за отсутствием денег, либо за отрицанием условий “раскручивания”. А лохматая архаика есть не что иное, как история, которая актуальна и по сей день, а дальше будет еще актуальнее. Хорошенько вдумайтесь в нынешнюю социальную ситуацию и поймете. Наверное. Если повезет.

Михаил Борзыкин отработал программу достойно и сумел “завести” публику. На “бис” группа выходила два раза, и даже после этого осталось ощущение, выражаемое коротким, но экспрессивным “МАЛО!”.

Ощущения от концерта остались хорошие, несмотря на ужасный звук, в котором совершенно невозможно было услышать слов. А ведь группы Ленинградского рок-клуба как раз и отличаются замечательными текстами... Хорошо поставленный низкий голос Борзыкина напоминал давно забытую группу ТЕХНОЛОГИЯ и напрочь развеивал миф о том, что рок-певцу качество исполнения интересно в последнюю очередь. В общем, это был тот самый случай, когда впечатление от группы формируется с первых сыгранных ею нот. Как-то сразу было видно, что это – вещь настоящая.

Несмотря на это, стоит подумать над последующими приездами легенд, подобных ТЕЛЕВИЗОРУ, в Тюмень. Наверное, мы не совсем к этому готовы. Или стоит проводить предварительные лекции для молодежи типа: “Ты помнишь, как все начиналось?” А то обидно как-то получается...

P.S.

Двести двадцать холодных вольт.
Система надежна, она не откажет.
И вечер не даст ничего –
Программа все та же.
А люди едят, им хорошо:
Это век электрических наслаждений.
Кому-то здесь нужен электрошок –
И я почувствую пробужденье...

Эта песня была написана М.Борзыкиным в середине 1980-х годов. Но кто скажет, что она не актуальна сейчас?

P.P.S. Особое спасибо хочется сказать Марине Перелетной, художнице Марине Лебедевой и гитаристке группы ЧЕРНОЗЕМ Леле, которые, вынырнув из бара где-то к середине концерта, своими энергичными танцами вдохновили немногочисленную толпу хоть на какое-то движение.

Наталья СЕРГЕЕВА
Фото OKINI
Сайт создан в системе uCoz