Rockmusic.ru: Отчуждение-2005


Rockmusic.ru, 21 февраля 2005



Концерт этот имел в свое время хождение в народе и в звукозаписи московской рок-лаборатории “Студии Колокол” под названием “Концерт в Голландии”. И даже теперь, перезаписанный Михаилом Борзыкиным в новом электронном звучании, он в полной мере отвечает на вопрос, за что ценили и любили группу ТЕЛЕВИЗОР тогда и за что ее продолжают ценить и любить сейчас.

Впрочем, временные категории и особенности нового студийно-электронного саунда работы Михаила Борзыкина, кроме вполне очевидной взаимосвязи друг с другом, способны сказать уму и чувствам истинного фаната ТЕЛЕВИЗОРА (а также вновь примкнувшим к борзыкинскому виртуально-музыкальному экрану) и о некоторых закономерностях развития группы, столь твердо и беспафосно отринувшей весь этот “мир интеллектуально-нравственного насилья, а затем...” Но даже не на этих немаловажных особенностях роста группы, хотелось бы мне сейчас остановиться, а на том удивительном по своей сути эксперименте автора, решившего во имя торжества справедливости, а возможно и в силу более веских причин, войти дважды в реку этого альбома, названного теперь “Отчуждение-2005”.

Вообще, в принципе не хочется рассуждать на темы глобального одиночества, выбранного музыкантом безо всякой позы, в русле собственной органики, не требующей, по всей видимости, постоянного присутствия в своей жизни посторонних глаз и нечистых рук. И поэтому, больше всего, в контексте этой новой “старой” работы, интересен взгляд художника на самого себя периода написания “Отчуждения” – с точки зрения себя, сегодняшнего. Опять же, думаю, нет смысла говорить о разнице того, концертного драйва, и нынешнего – прозрачного, лишенного даже фирменной, исконной “телевизоровской” классовой ненависти. Хотя, порой так не хватает того харизматичного, полного иронии и драйва, общения с непонятливой голландской публикой: “Гуд бай, комрэдз”, “Сикс о клок ин зе морнинг, ю маст гоу ан ворк, ворк, ворк!” и т.д. Отчасти, эта творческая, и именно этим, наверное, в большей степени интересная автору задача, кроме очевидных воспоминаний того времени (присутствующих и у слушателей, без сомнения) побуждает лидера ТЕЛЕВИЗОРА по-новому ощущать даже себя сегодняшнего (не говорю о каких-либо результирующих, итоговых размышлениях и переосмыслении жизни – путь еще не пройден до конца). Следствие всего вышесказанного – те неуловимые, а порой и отчетливые изменения нюансов, где-то даже изменение слов, незначительные, но необходимые с точки зрения точности восприятия слушателем сути сказанного тогда, в конце восьмидесятых. А также наличие новой, не слышанной прежде, песни “Пластмасса” и отсутствие вневременного хита “Сыт по горло”, дававшего всей той концертной работе эмоциональное и интеллектуально-ироническое преимущество над окружающей поп-плесенью.

И еще. Думая о той особой всепроникающей остроте этого альбома в 1989 году, и столь прозрачного и даже в чем-то ностальгического звучания сейчас, на ум приходят странные мысли. Возможно, само время, в которое писался материал этого альбома, что называется, способствовало. Если же говорить собственным языком автора – “правда была на его стороне”. Чего нельзя сказать о времени нынешнем. Хотя и сейчас, правда снова за ним, только теперь это мало кого интересует, кроме преданных и весьма стойких “почитателей творчества”. И, пожалуй, самое главное ощущение, от которого невозможно абстрагироваться после прослушивания “Отчуждения-2005” – все, блин, было не напрасно, в случае Михаила Борзыкина. И это титаническое противостояние – суть лишь поиски и отстаивание права на собственную любовь и собственное отчуждение в ней: “Видишь грозные стены – это тоже любовь: войди, Дитя!”.


Стас ЭВЕНТОВ
Сайт создан в системе uCoz