Психическое TV


Журнал “Rolling Stone”, ноябрь 2004


Группе ТЕЛЕВИЗОР исполнилось 20 лет. По этому поводу “RS” отправился к лидеру группы Михаилу Борзыкину и посмотрел вместе с ним телевизор.


Петербург. Черная речка. Пятиэтажная хрущевка. По доброй традиции усаживаемся на крошечной кухне. В домашней обстановке идеолог ТЕЛЕВИЗОРА мало чем напоминает вокалиста “нововолновой” группы. На вопросы отвечает кратко, иногда переспрашивает, ненадолго задумывается. Рассказывает о работе над двумя новыми альбомами. О прошлом же говорит спокойно, без особых эмоций. О юбилее – более чем кратко: “Все эти юбилеи мертвечиной отдают! Никаких концертов специальных, праздников, бестов – не было и не будет”. Импровизируем на тему названия группы. “Почему назвались ТЕЛЕВИЗОРОМ?” – “Да просто понравилось слово. В нем нет особого пафоса”.

Борзыкин редко смотрит телевизор. В основном – новости. Ток-шоу и игры – никогда: “Розовые сопли и стимуляция самых худших человеческих качеств – жадности, стяжательства, похоти. В ток-шоу популяризируется образ такого преуспевающего, слегка брюзжащего конформиста. Катастрофически не хватает искренности. Людей, способных говорить честно, – подразогнали. Телевидение утратило чувство собственного достоинства”.

Рабочий кабинет. Он же – гостиная и спальня. На столе – диски, журналы, книги. В углу – телевизор. Стандартный набор – двенадцать каналов. Возвращаемся к прошлому. “За 20 лет, конечно, все изменилось сильно. Не скажу, что в 1984-м все было безобидно. Тогда телевидение было серым и убогим, маразматическим до такой степени, что не оказывало никакого влияния на нормальных людей. Сейчас – иначе. Телевизор стал изощренным наркотиком – опасным, уродующим сознание”.

Борзыкин закуривает “LD”. Перещелкиваем на “Культуру”: “Я смотрю периодически. Есть несколько интересных передач. Но – робко... А должны ловить мгновение за хвост”.

Михаил говорит, что любит посмотреть динамичные фильмы нероссийского производства. Но не сериалы. “Сериалы не смотрю. Но знаком с процессом их создания. Это глобальная проблема – скорострельность нашей цивилизации. Культура быстрой еды, фаст-фуд в чистом виде”.

Долго говорим о музыкальных каналах. “Жвачка. В музыкальной жизни происходит много интересного, до чего их хилые щупальца не дотягиваются. У них стоят фильтры, пропускающие что-то уж совсем усредненное. Думаю, делается это специально – чтобы можно было продать побольше некачественной музыкальной продукции. Результаты налицо: выросло целое поколение MTV. Как говорит Ник Рок-н-Ролл, “мертвые чебурашки”. Невинные, симпатичные люди. Только – мертвые. “Фабрика звезд”. Нам пытаются внушить, что технологии способны заменить собой талант, радость творчества, преодоления. Очередной всенародный лохотрон. Мне искренне жаль этих мальчиков и девочек. Ведь у большинства из них нет достаточного количества оригинальных творческих идей. У меня один, ленноновский вопрос к организаторам этих шоу: “Как вам спится по ночам, ребята?”


Александр ПОЛИЩУК
Сайт создан в системе uCoz