St. Petersburg Rock Interviews, 2001 2002
22.09.2001, Санкт-Петербург. Беседа проходила на русском языке и была записана от руки. В июне 2002 года Борзыкин прочитал и одобрил рукопись, добавив ряд комментариев.
Альбом Отечество иллюзий был выпущен в 1987 году. Но к тому времени группа ТЕЛЕВИЗОР уже существовала в течение нескольких лет и, кажется, не все песни на альбоме были новыми. Когда были написаны эти песни? Мы начали играть вместе в 1984 году. В группе отыграло 5 разных составов (много гитаристов). Отечество иллюзий не был, по сути, выпущен в 1987-ом. Да, он существовал на кассетах, но должным образом не был выпущен года до 90-го. Песни для альбома были написаны в 85 86 годах, а записан альбом был в 87-ом. И песня Сыт по горло была написана примерно в то же время? Должно быть, в 86-ом... Вы записывали альбом на студии Ленинградского Дома Молодежи. Расскажите, как проходила запись, какое оборудование там было, кто был звукоинженером? Мы записывались в 8 дорожек. Звукоинженером был Казбеков. Студия была очень маленькой, но оборудование было неплохим. Это была фирменная, хотя и относительно дешевая студия. У нас был синтезатор Yamaha DX-21, аналогичный советский синтезатор, микрофоны AKG. Ударные записывались в 3 дубля, во время записи каждого дубля играли 2 барабана, а тарелки записывались отдельно. Немного странновато, но тогда это считалось очень профессиональным. Гитары были отведены на второй план, из-за чего потом их звучание получилось немного слабым. Но песня Сыт по горло была записана на другой студии в Доме Радио. У нас было очень мало времени, но оборудование было очень хорошим. В той студии можно было записать целый филармонический оркестр. Звукоинженером был Саша Докшин, очень талантливый человек. Помимо всего, он сейчас работает с группой Вити Сологуба DEADУШКИ. В песне вы можете услышать странный звук ударных, такая смесь стука и кашля. Это сэмплы, надстроенные один на другой и сыгранные на клавишных. Если говорить о возможных музыкальных влияниях, отразившихся, на мой взгляд, в альбоме Отечество иллюзий, то я бы назвал DEPECHE MODE, ранних SIMPLE MINDS, KRAFTWERK, THE CLASH. Из русских групп в первую очередь СТРАННЫЕ ИГРЫ и АЛИСУ. Вы согласны с этим? Ну, наверное, не столько THE CLASH. Возможно, в одной-двух песнях от них что-то есть, но не более. Я бы добавил MADNESS, которые очень повлияли на группу СТРАННЫЕ ИГРЫ, однако же мы не так прямо отражали влияние. TALKING HEADS, CURE, DURAN DURAN, Nick Kershaw, а также Howard Jones, THE SMITHS. В то время было много групп, которые только сдирали рифы у THE SMITHS, но в плане вокала не дотягивали до них. Много примеров плагиата. Я никогда не хотел этого делать. Каждый знал, кто и откуда содрал звуки и песни, но мы поддерживали нормальные отношения с теми, кто это делал. В то время БГ очень хотел походить на Bowie. АКВАРИУМ прошел через определенный период стилистических экспериментов в начале 80-х и время от времени попадал под влияние Bowie, EURYTHMICS, COCTEAU TWINS и других британских команд. А можете ли вы назвать еще какие-либо русские группы или исполнителей, оказавших влияние на ваше звучание? Ну, мне кажется, это АКВАРИУМ, оказавший влияние на всех. Особенно в том, что касается написания и исполнения песен на русском языке. А барды? ТЕЛЕВИЗОР очень далек от бардовской культуры. Как вам кажется, оказала ли какое-либо влияние на вашу музыку советская эстрада? Есть ли какое-нибудь эстетическое сходство? Мы слышали все это в детстве, но я, в свою очередь, начал ненавидеть весь этот совок где-то с 8 класса. Все эти нормативные аккорды и музыкальные клише были чем-то отталкивающим, и мы стремились этого избегать. Можно ли то, что вы старались избегать эстрадных звуков и мелодий, считать влиянием? Я думаю, да, если вы так на это смотрите... Как по-вашему, были какие-то особые причины, по которым DEPECHE MODE стали так популярны в России в середине 80-х? Не по всей России. Скорее, больше в Москве, Ленинграде, может, в Свердловске... Их хладнокровие, агрессивность, такой неопанковский звук. Где-то году в 84-ом появился этот звук industrial, который был для нас чем-то новым. Мы знали BEATLES и STONES, знали блюз и хард-рок, но этого было уже мало, а звук DM был чем-то новым. И потом, их лирика (Master & Servant, например) я думаю, это тоже создавало определенное впечатление... Я всегда чувствовал, что там, в голосе было что-то русское. Да, эта северная холодность... Кто оказал наиболее значительное влияние на вашу лирику в то время? Таких много... И, скорее, они оказали на меня влияние все вместе, а не каждый в отдельности. Гессе, Булгаков... Мастер и Маргарита книга, заставившая задуматься многих в то время. Сартр, Ницше... Мне всегда была интересна проблема взаимоотношений человека и толпы. Как вы считаете, были у команд Ленинградского Рок-клуба (ЛРК) какие-то общие стилистические черты? Было ли какое-то стандартное звучание или, наоборот, противостояние разных стилей? Какой-то особенно сильной вражды не было. Конечно, многие придерживались того мнения, что КИНО это музыка для девочек. Цой и его группа всегда заботились об имидже группы, о внешней стороне. Они были теми, кого мы называли модники. Но в этом выражении не было ничего негативного. Мой друг из Питера сказал мне, что между КИНО и АКВАРИУМОМ было некое классовое деление. Музыка КИНО считалась музыкой для учащихся ПТУ, тогда как АКВАРИУМ слушала университетская интеллигенция. Да нет... Хотя относительно того времени это, возможно, и правильно... На мой взгляд, разница в том, что у КИНО всегда была очень молодая аудитория слушателей: подростки 14-16 лет, много девушек. По какой-то причине БГ стал сильно интересоваться КИНО. Он представлял Цоя как нового талантливого музыканта, выступал с ним. Он много помогал ему. После этого стало как бы более естественным ценить и любить простые и откровенные песни Цоя. Существует понятие питерской школы, но оно достаточно абстрактно. Я считаю, что этот северный город-порт, его погода, даже архитектура имеют много общего с Англией и, если говорить о музыке, с британским роком. В школе я играл в группе. Это была специализированная школа английского языка, поэтому нам разрешали петь английские песни для практики. И мы пели BEATLES, STONES, SWEET и немного МАШИНУ ВРЕМЕНИ А были ли в Рок-клубе определенные условия, традиции, которым надо было следовать или клуб был местом, где уживались и перемешивались различные стилистические взгляды и идеи? Когда люди стали реагировать на мои все более смелые и провокационные песни, это произвело на меня определенный контр-эффект и заставило писать еще более провокационные песни. БГ и другие (ЗООПАРК и другие представители старшего поколения) боялись, что подобные провокации опасны для Рок-клуба. Это привело к тому, что с 84 года я утратил интерес к АКВАРИУМУ. Конечно, сегодня все это забыто и больше нет негативных эмоций по этому поводу. АКВАРИУМ любит сложность, некоторую запутанность. Мой первый альбом был написан под влиянием БГ. Помню, у нас были долгие дискуссии и ссоры по поводу того, что же БГ хотел сказать той или иной песней или какой-то строкой. Это могло продолжаться неделями. Каждый, кто участвовал в спорах, был убежден в своей правоте. Потом, когда спрашивали БГ, он обычно говорил, пожимая плечами: Ах, это... Что я хотел этим сказать? Да ничего особенного. После этого я стал проявлять больший интерес к творчеству Майка. И я понял, что писать прямолинейные тексты гораздо сложнее. Это требует определенной работы в плане композиции, потому что музыка должна нести в себе большее значение. Каждый звук должен быть тщательно отобран. У меня очень спокойное отношение к религиозности, в отличие от БГ и Кинчева. Понятно, что христианство помогает завоевать широкую аудиторию: используй библейские цитаты, немного христианского мистицизма и за тобой уже миллионы людей. Как U2 в последнее время? Именно. Это очень эффективно с коммерческой точки зрения. Возможно ли назвать какие-то общие музыкальные черты, присущие командам ЛРК из 1981 86 годов? Я думаю, мы принадлежали к третьему (не второму) поколению команд ЛРК. Были ДЖУНГЛИ, которые занимались преимущественно инструментальной джаз-роковой, авангардной музыкой. СТРАННЫЕ ИГРЫ, которые выступали с большим составом и привлекали сессионных музыкантов, АЛИСА они были экспериментальными, схожими с нами с эстетической точки зрения. ЧАЙФ хороший, безбашенный, панковский коллектив в то время, не те, какими они стали позже. ОБЪЕКТ НАСМЕШЕК панки, с которыми мы хорошо общались. (Их бас-гитарист позже основал TEQUILAJAZZZ.) А в чем было отличие ленинградских команд от групп из других городов? Как я уже сказал, Ленинград всегда был англо-ориентированным городом-портом со своими сильными традициями и так далее... Тяжелый рок не был особенно популярен здесь. Группы ЛРК были более академичны. Это была атмосфера интеллектуального рока. Интеллектуальная элита, если угодно... А что касается рока из Великобритании или США? У нас были ограниченные музыкальные возможности. И мы смотрели на рок-музыку как на единственный путь к внутренней свободе, способ мышления, который в то время уже давно был мертв на Западе. Мы все воспринимали буквально, легенды и все такое. Если британская команда громила номер в отеле для того, чтобы о них написали в прессе, даже после этого их все равно не трогали. Здесь же все было по правде: выкидывание телевизоров из окон и так далее. Все было по-настоящему. Здесь верили в легенды, а молодежь делала с водкой и пивом все, что могло прийти ей в голову. Наивное (в положительном смысле) понимание того, что происходило на Западе? Да, наивно в хорошем смысле. Но нужно не забывать, что мы прошли сквозь тридцатилетнюю историю рок-н-ролла всего лишь за 5 лет, и все стили одновременно обрушились на нас: Привет, мистер Хиппи. Здорово, мистер Панк. Как жизнь, мистер Блюзмен? И еще одно отличие я вижу в том, что у русского языка очень разнообразная мелодика, и это сильно отражается в музыке. Какие отношения были у ЛРК и КГБ? Я помню тех непонятных людей, постоянно приходивших на концерты. Фразу с бетонным взглядом я адресовал им. Я не думаю, что мы тогда четко представляли себе роль КГБ, но мы осознавали, что что-то не так. У нас тоже были некоторые проблемы, особенно из-за песни Мы идем. Конфликт поколений Рок-клуба? Клан ЛРК состоял из групп первой волны: АКВАРИУМ, ЗООПАРК (позже была принята КИНО). Они могли достаточно свободно гастролировать и вели гораздо более легкий образ жизни, чем мы. Тогда как нас постоянно контролировали и отслеживали, их оставили в покое. Конечно, у Майка тоже были непростые времена, но до определенного момента... С 86 года, когда нас запретил совет клуба, он был уже вне подозрений. Тогда было много дискуссий по поводу того, идти или нет на компромисс с властями. Некоторые были готовы на это, другие нет. Это была серьезная игра. Как вы оцениваете сегодняшний русский рок? Сейчас я вижу негативную тенденцию в русской музыке. Все становится похожим одно на другое. Ну, есть у нас этот МУМИЙ ТРОЛЛЬ... который поет своим приторным голосом. Это противно. И есть еще 8-10 других групп, пытающихся ему подражать. А что случилось с такой группой, как ЧАЙФ... Хотя я все же очень уважаю Сологуба. Мне кажется, то, что он делает в DEADУШКАХ, это интересно. TEQUILAJAZZZ тоже сохранили энергичность своих ранних работ.
Ингвар СТЕЙНХОЛТ
Пер. с англ. Sonya |