SvobodaNews.ru, 2 июня 2006
В конце 1980-х годов ленинградская рок-группа ТЕЛЕВИЗОР всерьез конкурировала с АЛИСОЙ или НАУТИЛУСОМ ПОМПИЛИУСОМ. И вдруг она снова выступает, уже не в Лужниках, а в маленьком зале Центрального дома художников факт, который есть, по сути, ожившая история. У колыбели ленинградского рок-клуба, как известно, стоял генерал Олег Калугин, а вот отходную этому воспитательному учреждению пропел в мае 1986-го Михаил Борзыкин со своей группой ТЕЛЕВИЗОР. Он демонстративно исполнил на официальном рок-клубовском фестивале незалитованные, то есть не прошедшие цензуру песни, в этих песнях он навсегда запечатлел, что представлял собою этот самый рок-клуб, где каскадеры на панели играют в Запад. Драка за билеты, полно народу. Кто за кем и кто угодно. Поэты, писатели, чиновники, торговцы И просто обыватели в поисках попса. В общем, мертвая среда живые организмы. И тусовка как высшая форма жизни. Авангард на коленях, скупые меценаты И снова унижение, как зарплата. Но мы идем, идем все вместе С теми, кто просто ворует песни, С теми, кто днем дежурит на Невском, А вечером слушает наши песни. Борзыкин становится, пожалуй, самым радикальным из лидеров нашей несостоявшейся рок-революции. Он водил молодежь демонстрацией на Смольный задолго до того, как имена Анпилова с Новодворской стали что-то говорить российскому обывателю. Помню, как на всесоюзном фестивале в Подольске возле пульта разыгрывалось нечто вроде греческих рисунков на вазе: Бой троянцев с ахейцами за оружие Патрокла. Ахейцы с красными книжками выключали электричество на песне ТЕЛЕВИЗОРА Твой папа фашист, а мы включали обратно. Но и среди своих Борзыкин вызывал противоречивые чувства. Музыканты, которые демократически голосовали в рок-клубе за запрет на выступления ТЕЛЕВИЗОРА, долго не могли простить Борзыкину свое собственное неприглядное поведение. Бесконечно пережевывалась тема, что ТЕЛЕВИЗОР-де занимается не музыкой, а политической пропагандой, хотя мало было в стране таких сыгранных групп, и при внимательном прослушивании самых экстремистских песен обнаруживались нюансы, которые совершенно не вписывались в жанр политической пропаганды. Песня Три-четыре гада, вроде бы, антиправительственная вариация на тему евангельского сюжета о бесах, вселившихся в свиней, заканчивается в первом лице: пойдем на дно... мы пойдем на дно. То же и с другим их хитом перестроечной эпохи: Есть идеи, покрытые пылью, Есть одетые в сталь, Что в них не так уж важно. Гораздо важнее кто за ними встал. Не говори мне о том, что он добр. Не говори мне о том, что он любит свободу, Я видел его глаза их трудно любить. А твоя любовь это страх. Ты боишься попасть в число неугодных, Ты знаешь: он может прогнать, он может убить. Твой папа фашист. Мой папа фашист. Наш папа фашист. Не смотри на меня так... Мой папа фашист, наш папа фашист и в конце не смотри на меня так не угроза, а нечто вроде не бей меня. Это я цитирую отчет о концерте памяти Башлачева в Лужниках, Марины Тимашевой и Александра Соколянского, где про Борзыкина еще сказано так: изысканный атлет-иппохондрик... Казался бы красавцем, если бы не застывшее на лице выражение брезгливого испуга. Зубная боль в сердце это о нем, закручивающем тело в судорожные пируэты и отшатывающемся от осаждающих его невидимок. Группа ТЕЛЕВИЗОР очень хорошо показывает, в чем принципиальное отличие между демократами 80-х годов и 90-х, между эпохами Горбачева и Ельцина, то самое принципиальное отличие, которое, к сожалению, игнорирует Максим Кантор в своем романе-трактате Учитель рисования. В 1990-е Борзыкин отказался участвовать в крысиных гонках и конвертировать свое диссидентство в зеленую валюту. Все годы Духовного Возрождения прозябал где-то в стороне. Среди населения, а не среди бомонда. И оттуда передавал ехидные приветы своему бывшему учителю Гребенщикову. Песня называется двояко: Повезло и Пронесло. Прошло-то всего лет двадцать, И не надо считать морщины, Ну, зачем же вы в мудрые старцы, В настоящие вышли мужчины? Понимаю детей кормить надо, И денег не бывает много. Но зачем же потакать стаду, Зачем же играть в Бога? А мне повезло, я недобрый, И, слава Богу, не гуру, И героический образ Не сожрал мою злую натуру, И можно не выть с волками О душе такой чуткой и тонкой, А между быками и полубогами Бездомной трусить собачонкой. И весной 2006-го Борзыкин притрусил в Дом Художника (маленький, но исключительно удобный зал) с новым составом ТЕЛЕВИЗОРА: гитарист Сергей Сивицкий и на ударных Сергей Русанов. Честно говоря, не ожидал, что когда-нибудь в этой жизни попаду на то, что 20 лет назад называли рок-концертом. Программа жесткая и мрачная настроением похожа на панк, только без мата, натужного фекального эпатажа, на трезвую голову и с качественными текстами. Юные лица в амфитеатре. Но хорошо знакомая полосатая куртка, в которой выходит к микрофону вокалист. И полузабытое ощущение: как бы всех не забрали. Есть дурацкое словосочетание молодежная культура, будто бы культура человечества обновляется каждые 10 лет как обстановка в квартире у тупого мажора, который выбрасывает стол и шкаф, потому что в глянцевом журнале написали: немодненькие. Но если в этой молодежной культуре и в самом ярком ее воплощении рок-музыке присутствовал какой-то смысл, он состоял именно в нон-конформизме, в стихийном сопротивлении молодых тому, что им навязывается сверху. Нередко этот мотив зашкаливал, вырождался в самопародию типа я убрал, но не прекратил, но, все-таки, в основе лежало здоровое, необходимое для общественного развития стремление к обновлению. Потому-то вдвойне убогое впечатление производит нынешняя молодежность, спускаемая из высоких кабинетов: на тебе, деточка, вот это твоя культура, глянцевый суррогат, насквозь пропитанный конформизмом. Я долго ждал, появится ли среди людей с электрогитарами, называющих себя рок-музыкантами, кто-нибудь, кто с гордостью скажет о себе: нет денег. Бросит вызов нынешней партийно-воспитательной работе: представлениям, что о человеке можно судить по количеству денег, что смысл жизни в бесконечном самоублажении. Хотел к случаю привести известное поучение Конфуция на ту же тему благородной бедности, но случайно попался текст Афзаладдина Хакани Ширвани, 12-й век: Ты беден сам, и бедным всем иди служи, как надлежит, ведь солнце наго а нагим одежды теплые дарит. Нет денег на старых друзей, На водку, на портвейн, на ночные бденья, На новых знакомых счастливых людей, Совсем нет денег. Нет денег на чистую любовь, На цветы, на романтику, на увлеченья, На ласку, на мир с тобой, Да и на грязь-то нет денег. Нет денег на гавайское солнце, На индийские храмы, на китайские стены, На тихий свой угол вдали от тусовок, На одиночество нет денег. Это факты, это не жалоба Мир всегда принадлежал жлобам. Просто он устроен так Кабак да зона, зона да кабак. Не дать себя укатать Спортивным штанам, ларьковым мечтам... Война здесь не нужна Просто взять и послать этот мир на... И думать о вечном... Далеко не все в программе Борзыкина вызывает безоговорочное одобрение. Мне может не нравиться общий гностический подход к мирозданию: эта планета для виноватых, а другого ада нет, то есть: материальный мир это и есть ад, а сверху, может быть, скрывается нечто иное, слабым разумом голых обезьянок непознаваемое и неназываемое. Гностики сейчас в моде (после шумной презентации одного из гностических Евангелий). Еще что не нравится у Борзыкина нарочитая резкость отдельных формулировок. Но это его подход и его резкость, а не заказ конкурирующей фирмы. Он смотрит на наши игры в купи-продай, на наших князей и вельмож оттуда, откуда лица и партийности трудноразличимы. Волхвы не боятся могучих владык. Собственно, это и есть позиция настоящего рок-музыканта, позиция шамана или пророка. Я вдруг осознал, что старая песня Папа фашист не столько политика (как эту песню всегда понимали), сколько вольный диалог с евангелистом Лукой. То место, где дьявол с гордостью сообщает, что слава всех царств земных предана ему (глава 4). Программа ТЕЛЕВИЗОРА вполне кощунственная с точки зрения профессиональных священнослужителей по сути ближе всего к религиозному искусству. Если под религией понимать не воинствующую этнографию, а отношения человека с абсолютом. Звездная пыль столбом. Нечем почти дышать. О чем задумался, Бог? Давай поговорим по душам. Я из грешных твоих сынов, Которым свобода дана. Скажи, если нет у тебя грехов, Откуда им взяться у нас? Не убий, если книги не лгут. Ты меня, дурака, прости. Если ты не убьешь, то тебя убьют. Так везде, от молекул до птиц... А какой в песне Алла Борисна роскошный выход из разухабистой пародии (ее-то, в принципе, мог бы сочинить любой, кто не боится за свое место в шоу-бизнесе), из кафе-шантана в марш, которым слушателя впечатывают в реальность, совсем не веселую. Финальные слова: Вот она, наша самобытность! Я вас научу патриотизму! И сразу все становится на свои места. Погонные километры разглагольствований про какую-то особую духовность, которой мы отличаемся от прочих народов. Зато есть другое: Остается то, что не продается. Я не доктор, чтобы лечить, И меня не излечишь ты, Не осталось почти причин Для праведной хрипоты. И незачем больше гадать, Куда мы вместе идем. Там, где пасутся стада, Истина не растет. Если телефон молчит, Незачем себя винить, Ты стал немного ближе к Богу, Чем они... Илья СМИРНОВ
|