Глядя в ТЕЛЕВИЗОР


Газета “Вечерняя Тюмень”, №24, июнь 2005



4 июня в “Строителе” прошел концерт старой питерской группы ТЕЛЕВИЗОР. Звучание группы стало более тяжелым и мрачным, чем было 20 лет назад. Но некоторые ее старые песни сегодня гораздо актуальней, чем песни новые.


Концерт начался на 15 минут позже заявленного. Публика собиралась у входа, курила и обменивалась новостями. Похоже было, что многие из пришедших друг с другом давно знакомы – это люди из мира (а точнее, маленького мирка) тюменского рока. “Пока все 20 человек не зайдут, концерт не начнется все равно”, – пошутил один из тусовщиков в ответ на вопрос, почему он до сих пор не в зале. Он ошибся – в зале собралось около 90 человек.

На сцену вышли три музыканта в черных футболках с символикой группы TV: один сел за ударную установку, второй взял в руки ритм-гитару, а третий привычно встал за стойку с микрофоном. Лидер группы, он же – певец и автор всех песен Михаил Борзыкин – объяснил причину малого количества зрителей жаркой погодой, внезапно установившейся в Тюмени: “Мне в такую погоду тоже ничего делать не хочется...”

Концерт начался с коронной песни группы, ставшей ее визитной карточкой еще в середине 80-х, – “С вами говорит телевизор”. Тогда эта песня была даже записана в сборнике на фирме грамзаписи “Мелодия” – как и весь первый альбом “Шествие рыб” тогда еще молодой ленинградской группы.

Затем группа исполнила несколько новых песен из альбома “МегаМизантроп”, вышедшего в ноябре прошлого года – восьмого по счету студийного альбома группы. Перед каждой песней Михаил Борзыкин включал синтезаторный саундтрек на ноутбуке, стоявшем на колонке рядом со стойкой. Периодически сцену окутывал дым. Резковатый ритм ударных хорошо увязывался с нервным и неровным ритмом “пения”.

Звучание группы стало более тяжелым и еще более мрачным, чем 20 лет назад. Смерть, война, жизнь, похожая на ад, женщины, приручающие мужчин, – это сквозные темы песен филолога по образованию Михаила Борзыкина. А вот пластика, с помощью которой Михаил своеобразным речитативом “пропевает” свои песни, осталась прежней. Руки, все время находящиеся в движении, ничуть не утратили своей гибкости за два десятилетия, и энергетика осталась такой же мощной.

Только вот во время концерта у меня было такое ощущение, что часть этой энергии уходит вхолостую. Сравниваю свои впечатления с концертом 80-х годов, хотя это и не совсем корректно, и вспоминаю: тогда концерт группы был для многих откровением, глотком свободы. В это время по городам России колесили не пресловутые ФАБРИКИ ЗВЕЗД, а ПОП-МЕХАНИКА Сергея Курехина, ЗВУКИ МУ Петра Мамонова. Андеграунд, одним словом. И ТЕЛЕВИЗОР очень органично вписывался в этот поток.

С начала 90-х о Михаиле Борзыкине не было ни слуху ни духу, и вот года два назад кумир былых лет возродился, как птица Феникс. И кажется, что воскрес из творческого небытия не так уж и случайно: некоторые его старые песни становятся сейчас гораздо актуальней, чем песни новые. “Отечество иллюзий”, “Три-четыре гада”, “Дети уходят”, “Рыба гниет с головы” с успехом выдержали испытание временем – все в России рано или поздно возвращается на круги своя. Странно только, что песню “Мой папа – фашист” Михаил Борзыкин на концерте так и не исполнил, несмотря на постоянные возгласы немногочисленных зрителей.

Знаменитый персонаж из мира тюменской рок-музыки Ник Рок-н-Ролл посередине концерта подошел к сцене и, видимо, представив себя за стойкой московского бара, по-свойски облокотился о ее край. На сцене поет друг, одна половина зала за спиной – тоже друзья, другая – просто земляки, все равно стерпят. Но один из трех охранников, стоявших у сцены, похлопал героя по плечу, мол, отойди, братан, ты мешаешь другим. Нику такое обращение не понравилось, он вступил в словесную перепалку. Закончилось противостояние тем, что удивленную рок-звезду с округлившимся животом охранник вывел из зала. Потом Коля зашел, но вел себя уже крайне смирно.

Концерт продолжался полтора часа. Новые песни чередовались со старыми. Мне показалось, на старые песни публика реагировала более живо. Между песнями зрители по-свойски выкрикивали: “Попей водички!, “Наш папа – фашист” давай!” Михаил Борзыкин невозмутимо вытирал потное лицо махровым полотенцем и включал следующий трек на ноутбуке.

Закончился концерт спокойно, без “бисов” и бурных оваций, по-домашнему. “Мы сейчас сыграем последнюю песню, – предупредил Михаил, – и будем собираться, иначе мы рискуем опоздать на поезд...” После последней песни все стали послушно расходиться, так что, скорее всего, на поезд в этот вечер никто из музыкантов не опоздал...

Отвечая на вопросы журналистов, что происходило с группой на протяжении последних семи лет, Борзыкин спокойно ответил: “Мой поезд движется с совершенно другой скоростью и в другом направлении. Никакого застоя нет. Я пишу музыку, которая соответствует моему внутреннему состоянию, и если это не совпадает со временем, существующим радиоформатом или мнением журналистов, то не является для меня чем-то страшным”.


Сергей КУЗНЕЦОВ
Сайт создан в системе uCoz