Время рока безвозвратно ушло?


Газета “Совершенно секретно – версия в Питере”, №7, 19 февраля 2002



Когда-то Ленинградский рок-клуб играл для музыкантов не менее важную роль, чем Биг-Бен для Лондона. Какие только группы не имели отношения к этой легендарной организации: АКВАРИУМ и ДДТ, НАУТИЛУС и АУКЦЫОН, СЕКРЕТ и ТЕЛЕВИЗОР. Пороха в пороховницах рок-клуба хватило ровно на 10 лет. Он появился в феврале 1981-го. А в 1991 году, устроив напоследок “прощальный салют” в виде выставок и концертов, динозавры питерского рока разбрелись кто куда.

А что клуб? Официально он существует до сих пор. И называется, как и в добрые старые времена, Ленинградский рок-клуб. И понятное дело, отмечает очередной день рождения. Но теперь это организация чисто номинальная – живет, как растение – пользы не приносит, спасибо, хоть не мешает. А каким рок-клуб запомнился музыкантам тогда, 20 лет назад, в период своего расцвета – в начале 80-х?

Михаил Борзыкин: “Мы пришли в клуб с чистыми головами”

– Как развивался бы российский рок вообще и питерский в частности, не появись в 81-м Ленинградский рок-клуб?

– Сложно сказать, что было бы, если бы клуб не возник. История не терпит сослагательного наклонения. Все шло своим чередом. К тому же создание рок-клуба было вынужденным шагом со стороны КГБ, иначе не ясно, – как бы развивались события.

– Помните свое знакомство с рок-клубом?

– Да, конечно. Наша группа общалась со СТРАННЫМИ ИГРАМИ и АКВАРИУМОМ. Будучи завсегдатаями концертов рок-клуба, мы отлично представляли себе его атмосферу. Тогда концерты рок-музыки собирали не “народные массы”, а элиту. Молодую, свободомыслящую интеллигенцию. Людей, которым не хватало свободы. И быть одним из них казалось мне почетным. Поэтому, когда мы решили вступить в рок-клуб, серьезно готовились.

Будет враньем сказать, что от рок-клуба у меня остались исключительно светлые воспоминания. Всякое бывало. Концерты, безусловно, приносили радость, а вот в области администрирования были и неприятные моменты.

– Какие?

– Мы пришли туда с чистыми головами. Вообще тогда в понятие рок-музыкант вкладывался особый смысл. В глазах общества – это человек, совершенно не перспективный в денежном плане, одним словом – дурак. Мы ожидали, что в рок-клубе денежные отношения не будут преобладать над человеческими. К сожалению, бог денег начал вмешиваться в искусство.

– Не опишете атмосферу, царившую в рок-клубе 80-х?

– Самым примечательным было желание каждой команды удивить всех остальных. Свой взгляд на мир, на музыку был своеобразной визитной карточкой коллектива. Мы каждый год создавали новые программы. И всегда думали: “Не дай бог окажемся похожими на кого-то”.

Когда я наблюдаю за командами, мелькающими на экране, очевидно их желание походить на наиболее успешные группы. Эта особенность просто бросается в глаза. Возможно, после теракта мир изменился. И если привлечь внимание СМИ к молодым, пока не известным командам, единообразие исчезнет.

– А сейчас есть нужда в полноценном, а не номинальном рок-клубе?

– Мне кажется, есть. Я знаком со многими музыкантами, которые бьются с непониманием родных, безразличием СМИ. Они выпускают альбом за альбомом. Но то, что они создают – никому не нужно. Ребята спиваются, вешаются.

Есть другие музыканты, которые сидят дома, за компьютерами. Их встречаешь только в компьютерных магазинах. Конечно, этим ребятам хочется донести то, что они создали. Но такой возможности нет. Возможно, рок-клуб стал бы для молодых музыкантов первичной площадкой.

Елена ХАРЛАМОВА
Сайт создан в системе uCoz