Zvuki.ru: Отчуждение-2005


Zvuki.ru, 7 июня 2005



Первый вариант “Отчуждения” был записан ТЕЛЕВИЗОРОМ еще в далеком 1989 году. К нечастью, запись делалась на средства продюсера, лелеявшего мечту сделать из группы очередной поп-ориентированный клон DEPECHE MODE формата не к ночи будь помянутой ТЕХНОЛОГИИ. Взаимопонимание не было достигнуто. Запись осталась на руках финансировавшей проект стороны и никаких дивидендов ей не принесла. ТЕЛЕВИЗОР так и не вышел на большую сцену, оставшись культовой группой, а в последнее время окончательно превратившись в “one-man-band”, студийную ипостась которого ныне воплощает композитор, поэт, звукорежиссер, продюсер, вокалист и исполнитель партий всех инструментов Михаил Борзыкин.

Теперь программа, многие песни из которой несмотря ни на что получили некоторую известность благодаря концертной деятельности группы, наконец-то увидела свет в студийном воплощении. Впрочем, этот диск – новая версия, записанная лично Борзыкиным. Лишь с гитарными соло в песнях “Отчуждение” и “Вера” Михаилу помог Сергей Сивицкий.

Альбом выдержан в мрачных техно-индустриальных тонах с остаточными элементами “новой романтики”. В эпическом номере “Музыка для мертвых” сквозь зловещий электронный скрежет пробиваются взрывы и автоматная пальба. Насыщенное компьютерными стереоэффектами звуковое пространство “Пластмассы” перекашивается нарочито сыро записанным, как-то особенно по-питерски театральным пением. Гротесковый, с легким параноидальным оттенком шаффл “Потребитель” возвращает слушателя в эпоху “Шествия рыб”. Разумеется, некоторый налет “депешизма” здесь имеется – но явно не тот, которого от группы хотели в 1989 году. Близкая к композиционному совершенству в избранном стиле песня “Дети уходят” даже тогда вряд ли смогла бы прописаться в одном из немногих тогдашних “Top-20”. Да и “Не плачь”, начинающаяся как милая меланхоличная поп-баллада, уже ко второму куплету взрывается стремительными ударными проигрышами и гитарным скрежетом. Даже странно, что ТЕЛЕВИЗОР, группа весьма интересная и необычная, практически никогда не рассматривалась музыкальной критикой с музыкальной точки зрения – настолько легко внимание критиканов отвлекалось ядовитой лирикой Борзыкина.

Понятное дело, что пропитанные урбанистической клаустрофобией и мизантропией стихи песен группы до сих пор вызывают у иного слушателя некий дискомфорт. Одно время, правда, казалось, что все используемые Борзыкиным образы рано или поздно неизбежно устареют, как устаревает все социально-ориентированное. Однако вышло так, что изображенные в песнях группы картины оказались применимы ко многим ситуациям, а некоторые их герои задержались на этом свете и при деле как-то до неприличия долго. Ядовитый EBM-гимн “Три-четыре гада” за прошедшие годы не утерял актуальности, хотя теперь обличительный перст автора явно указывают не на правительственных, а на корпоративных цензоров. Даже за плакатную “Политпесню” не особенно стыдно – строчка “славяне с Ильей во главе” работает по-прежнему.

У Олдоса Хаксли была как-то высказана “крамольная”, хотя и очевидная мысль: когда пороки, порицаемые Шекспиром, исчезнут, Шекспир станет не нужен. “Если в это продолжают стрелять – значит все в порядке”, – поет Борзыкин в финальном номере альбома. Тоже мнение. Не хуже других.


Дмитрий БЕБЕНИН
Сайт создан в системе uCoz