Газета Пять углов, №23(6899), 2 июня 2005
Для того чтобы дать представление о группе ТЕЛЕВИЗОР, достаточно сказать, что она состояла в Ленинградском рок-клубе. Но тут же стоит оговориться, что ее лидер Михаил Борзыкин не любит, когда группу ставят в один ряд с другими рок-клубовскими коллективами. По его словам, ТЕЛЕВИЗОР отличался от остальных своим кредо, которым является борьба единицы в условиях толпы. В 1989 году было записано Отчуждение альбом, выделяющийся среди предыдущих и последующих своей необычностью. Но из-за конфликтов с продюсером выпущен он тогда не был. Альбом ходил в пиратской версии да и то в неполноценной, так как некоторые песни, в том числе и заглавную, не смогли вынести со студии даже сами музыканты. Однако спустя более 15 лет он перезаписывается и выходит под названием Отчуждение-2005. Новая версия практически не отличается от старой, только была убрана не раз до этого издававшаяся песня Отечество иллюзий и добавлена Все в порядке. Интервью, взятое у Михаила Борзыкина, приурочено к выходу Отчуждения.
Год назад на презентации предыдущего альбома МегаМизантроп мы спросили прямо из зала, когда же будет издано Отчуждение. Вы ответили, что это вопрос не к вам, а к шоу-бизнесу. И вот Отчуждение выходит в свет. Так кого же нам благодарить шоу-бизнес? Идея записи нового варианта Отчуждения давно была у ТЕЛЕВИЗОРА. Этот материал бросать не хотелось. Мы все время искали возможности выхода альбома... Ну и вот, фирме Никитин стало интересно выпустить именно этот материал, а мне заново сделать все аранжировки, по-новому взглянуть на старые песни. Такое внезапное совпадение интересов ТЕЛЕВИЗОРА и, если так можно сказать, шоу-бизнеса (альбом выходит очень небольшим тиражом и коммерческого интереса для фирмы Никитин, по большому счету, не представляет)... Как сказано в пресс-релизе альбома, Отчуждение это заполнение белых пятен. А есть ли еще неизданные песни? Будут ли они издаваться? Есть какие-то... Никому не нужен, До-мажор, Огнетушитель совсем ранние... И, может быть, когда-нибудь, когда совсем будет скучно, я перепишу их и издам. Основная часть материала, за которую не стыдно, выпущена. Я заполнил самую главную страницу, сейчас меня больше интересует новый материал. Есть ли песни с Отчуждения, которые до сих пор не потеряли своего смысла? Для меня актуально само Отчуждение, Холод (усмешка). Я так и живу, даже страшно (почти смех), оттого что сам запрограммировал себя 15 лет назад, а теперь все в соответствии с этими песнями и происходит. Программа на жизнь... Многие считают, что Политпесня актуальна, но не своими персонажами, о которых там идет речь, а общим настроением. Потому что степень лицемерия власти перед своим народом возросла уже до крайних пределов. Чем-то ситуация похожа на предреволюционную. В том же пресс-релизе есть фраза: Борзыкин записал все песни в актуальном современном саунде. Ясно, что тематика песен со временем может устареть. Но музыка!.. Разве по отношению к ней уместны слова актуальная и не актуальная? Все это достаточно громко звучит, я просто переписал, как я сейчас это слышу, как мне сейчас было бы интересно... Звук, конечно, меняется с годами. Тогда, например, была тенденция на все навешивать пространственные хвосты (эффекты реверберации называется). В этот раз я решил сделать все суше. А сама сущность музыки это почти полуматематическая конструкция. И тело (звуковые эффекты), которое на этот скелет нарастает, от него не так уж много зависит. Не меняя же скелета, полностью изменить музыку невозможно. Поэтому в этом смысле музыка остается музыкой, вне зависимости от времени. Все ли песни с Отчуждения следует воспринимать серьезно? Не присутствует ли в них элемент стеба, иронии? Стеб... Это что? Попытка выдать бессмыслицу, околесицу за цельную мысль? У меня с этим плохо. У меня никогда не было задачи надуть слушателя. Мне, наоборот, даже как-то стыдно становится, потому что мне же самому приходится это слушать... и петь. Ирония есть во Все в порядке, театральная такая песня получилась, разговор с девушкой... А вот так образ ради образа, как это зачастую бывает у Бориса Борисыча или СПЛИНА какого-нибудь, этого нет. За каждое слово отвечаю. Отчуждение, Холод, насколько мы сейчас поняли, это скорее светлые песни, нежели депрессивные? Да, конечно. Это благостный берег, к которому всегда приятно причалить, именно там и зарыто вдохновение. Одиночество и отчуждение это моя творческая среда необходимая. Во всяком случае, я не могу писать, когда вокруг много народу (с иронией), когда вокруг играет музыка. Мне нужен максимально возможный вакуум. Из песни следует, что ваша мизантропия приходит зимой. А потребность в отчуждении постоянно? Да нет, как известно, помещенный в вакуум, любой человек быстро сходит с ума (легонько посмеивается). Конечно, это временное состояние, в которое я люблю погружаться, чтобы выйти из него с песнями. Дальше ты уже действуешь на совершенно другом уровне, взаимодействуешь с обществом, все это обрастает звуком, доходит до ушей... Вообще же не воспринимаю себя как состояние, стараюсь по крайне мере. Такая задубелая принципиальность для меня не характерна. Есть какие-то общие векторные ценности, к которым я продолжаю примыкать. Но все остальное настолько живое... Меня увлекает мысль о том, что человек процесс, а не состояние, попытка не чувствовать разницы между настоящим, прошлым и будущим. Я пытаюсь быть открытым к изменениям если ты процесс, нужно все время меняться... О чем песня Пластмасса? Большинству она в новинку... Да о том же... Поэт и толпа. Единица и общество. Всегда существует какая-то кондовая, грубая материя, которая пытается подавить тонкие проявления души человеческой и/или не замечать явления более тонкого энергетического уровня. Свойство человечества стараться ближе к собственному животу находиться, к своим могилам... А вот стекло это что-то такое хрупкое... Вообще же песня возникла из взгляда на розетку с выключателем, есть такие (громкий смешок) две кнопочки, а внизу еще розетка. Мне этот выключатель показался достаточно мрачным. Еще один такой вопрос... Почему солнце в Отчуждении глупое, а звезды старые, скучные? Это крайняя форма отчуждения, когда даже то, чем принято восторгаться, может быть легко отчуждено. Но это образ, а в основе космический вакуум (там не должно быть ни Солнца, ни звездного неба, это полная пустота, она же полный покой и состояние подготовки к рождению новой Вселенной)... Я не помню точно, какие ассоциации вызвали этот образ, но думаю, здесь и антирелигиозного много. То есть люди молятся на звезды, на солнца... на что только не молятся! А ведь это тоже предметы, видимые глазом, их нельзя обожествлять. Дети уходят... Красивая песня, красив сам уход: спокойный, без агрессии и никаких революций, просто уходят... Но прошло 15 лет. Не разочаровались ли вы в тех людях, которым тогда эта песня была адресована? Может, они вообще никуда не ушли? Нет, часть ушла. Если брать по рок-музыкантам и их поклонникам, которые прошли этот двадцатилетний путь рядом с нами, очень много людей, которые действительно отказались от обычной жизни в понимании большинства. Их, в результате, уже нет. Они ушли и зачастую очень светлыми, не запятнавшими себя молитвами богу денег... Дети продолжают уходить так или иначе всегда. Все равно в этом уходе есть протест. Другое дело, что массового ухода детей (усмехается), как там у Стругацких в произведении Гадкие лебеди, по мотивам которого и написана данная песня, ожидать не приходится. Это песня-настроение, я прочитал рассказ и подумал, что очень красиво, когда дети просто собираются и уходят, перестают, наконец, спорить (с улыбкой) и выяснять отношения. Но там ушел весь город. А у нас, конечно, так не получилось, но вот это кардинальное несовпадение взглядов двух поколений отцов и детей тогда настолько выплеснулось на улицы, что мне показалось: надо зафиксировать песней. В песне Ада нет конкретно заявляется Я больше не верю в сильных людей. А вот Вера... Просто: вера ты умерла. А во что именно? Это общее состояние разочарования. Вера во все что угодно искренность, справедливость, политическую целесообразность. Разочарование в традиционной вере, в религии. В человечестве... Все наши попсовые артисты очень любят говорить: Надо уметь любить людей. Мне нужно было развенчать эту попытку идеализировать человечество... Много вер поумирало за это время (смех). Они умирают каждый день, но появляются новые (с иронией). А что касается Ада нет, то это одна из вер. Воспитанный на литературных романтических персонажах, я считал, что можно прийти к какой-то сверхсиле, но, попадая в больницу, начинаешь видеть ситуацию по-другому. Сильные люди перестают быть сильными, когда им два часа режут руку, например. Все мы хрупкие, об этом и в песне На Желябова, 13. Поэтому мне показалось, что это хорошая иллюстрация, чтобы умерить гордыню тех, кто считает, что он стал на правильный путь, что он сильный, молится правильному богу. На Мизантропе несколько раз откровенная насмешка над человечеством: Бабуины, Аллилуйя... А зачем им посвящать песни? Зачем показывать на них пальцем, когда можно петь о чем-то более высоком? Это не может не тревожить нормального человека. Патологического интроверта да. Нарочитая высоколобость поэзии меня всегда пугала... Если кто-то целиком сосредоточен на своей невероятной поэтической крутости, его могут не тревожить бабуины. Либо врет, что не тревожат. На самом деле это явление планетарного характера. Это не просто бабуины одна-две девочки это же и мальчики, которые обладают женским менталитетом, способные по 5-7 часов заниматься шоппингом. Лет двадцать назад это был бы полный абсурд, невозможно было представить таких мальчиков, их не было. Это женская черта, особый вкус, особая страсть к потреблению в больших количествах. Не обращать на это внимание духовный снобизм. Я не считаю, что я выше этого. Я пытаюсь просто быть зеркалом. Раньше ваши песни были против совдеповской действительности, теперь антикапиталистические. Не означает ли это, что ваше мнение о том времени поменялось? Ничего не поменялось. В основе того, что я делаю, должен лежать какой-то конфликт внутренний или с окружающей средой. Я согласен с тезисом, что искусство это боль, выраженная в художественных формах. Те болячки, которые тогда беспокоили, не менее страшны, чем нынешние. Я никогда не ностальгировал по тому времени. А нынче новый коммунизм, только бог уже не равенство, братство, а богатство. Богатый значит, я этого достоин и т. д. Полная подмена основ развития цивилизации. В ваших песнях часто встречается образ бездомного пса... Что за ним стоит? Да, образ привязался... С детства питаю симпатию к собакам. Может, оттого что они привлекают меня своей незатейливой искренностью. По собаке можно прочитать, что она чувствует. Хочет укусить и видно: на морде уже все морщинки будущего оскала... И наоборот: если хвост ходит ходуном, то ясно, что у собаки хорошее настроение. А бездомная... Все мы в каком-то смысле бездомные... Для меня собака, как и волк это независимость. От хозяина. От теплой квартиры. От теплого коврика. Вот почему бездомный, вот почему бегущий ночью... Там же все время идет противопоставление цепным собакам или домашним. Где бы я ни жил, вокруг меня бездомные собаки. Около моей парадной постоянно торчала группа из трех громадных псов, было приятно пообщаться, я их иногда подкармливал. Очень они настоящие. Полудикие. АЙНАЛИТ, ТЕЛЬСКИЙ
Фото: В. ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ |