Koshelek.ru, 7 марта 2002
Группа ТЕЛЕВИЗОР потерялась во времени и в исторических декорациях. Однако сегодня это практически единственный коллектив поколения 80-х, полностью сохранивший свой прежний облик, свое неповторимое творческое лицо и непреклонное жизненное кредо. В 1987-м они стали героями на знаменитом Подольском фестивале, который называют русским Вудстоком и прогремели на всю страну песней Твой папа фашист, спеть которую в то время было равносильно хождению по краю пропасти, а популярность группы ничем не уступала ни АКВАРИУМУ, ни АЛИСЕ, ни ЧАЙФУ. Но время и страна их недооценили. Когда в 90-х все вокруг стало бурно и стремительно меняться, про ТЕЛЕВИЗОР забыли. Впрочем, лидер группы Михаил Борзыкин, презентующий ныне новый альбом Путь к успеху, похоже, об этом ни сколь не жалеет и видит в таком положении вещей лишь следствия выбора, сделанного им сознательно. Его слова о современной музыке и окружающем мире точны и резки, а наблюдения отрезвляют не хуже контрастного душа.
Михаил, что происходило с группой в последнее время? Куда вы пропали? Писался альбом, менялись составы, группа перманентно принимала виртуальное состояние. У меня не было задачи сделать альбом как можно быстрее, успеть на какой-то поезд. Мой поезд двигается совершенно с другой скоростью и в другом направлении. Я все это время двигался с той же скоростью, что и ранее. Никакого застоя не было. Далее планируется выпуск концертного альбома, я иногда выступаю сольно. Никаких оснований для уныния нет. Несколько слов о новом альбоме. В чем его отличие от классической программы? Может быть, это один из немногих выходящих сейчас альбомов, в котором присутствует несколько песен антифеминистической направленности. Если вы внимательно вглядитесь в обложку, то тут присутствует такая своеобразная планета женщин, где все сделано именно для них. Путь к успеху это такая брошюрка. Знаете, типа Искусство быть богатым. Это такой наш рецепт: просто нужно стать женщиной немного больше, чем мы сейчас в себе это ощущаем. (Общий смех.) Ну, на самом деле это ироничное такое послание, потому что перегиб в нашу женскую сущность мужчин уже произошел невероятный. Маятник все же должен двигаться равномерно. Ведь если посмотреть внимательно вокруг, можно подумать, что выживают сейчас именно женоподобные мужчины. Как известно, предыдущий альбом группы назывался Двое, и записывали его действительно два человека. Нынешний альбом можно было бы с таким же успехом назвать Один, так как это фактически ваш сольный проект? Не боитесь, что если так пойдет дальше, ТЕЛЕВИЗОР исчезнет вовсе? Я не боюсь. Пока есть желание сотрудничать, мы с музыкантами что-то делаем. То есть для нас это не завод, на который ты устроился работать, который тебя кормит. Я пытаюсь сохранить принцип, который был у группы с самого начала: чтобы деньги не стояли во главе угла. Даже если я останусь один (а эта тема, в общем-то, проходит все время, собственно, мы все одни), в этом нет трагедии. Наоборот, это как раз очень творческая атмосфера одиночество. По-моему, можно купаться в ней вечно и радоваться этому одиночеству. ТЕЛЕВИЗОР начинал в компании групп, музыканты которых стали нынче достаточно обеспеченными людьми, кого теперь причисляют к легендам русского рока. Почему с ТЕЛЕВИЗОРОМ ситуация иная? Почему вашу музыку не ротируют на радио и т.д.? Ну, это настолько закономерно, настолько связано с моим выбором, что я очень спокойно к этому отношусь. Я выбрал путь выстраивания себя. Я пишу музыку, которая соответствует мне внутреннему. Если это не совпадает со временем, с форматами радиостанций или с мнением журналистов, то это не является для меня чем-то страшным. Обращать на это внимание мне неинтересно. То, что время ушло от меня в каком-то другом направлении, я это прекрасно понимаю, я готов за это платить безвестностью, безденежьем, отсутствием жены, детей... Я очень богатый человек (иронично). Я могу платить за все это. У меня есть независимость. Я могу легко... выйти из вагона заплачет не так много народа. Мне это нравится. Надо идти налегке. Провокационная песня Алла Борисна с нового альбома это попытка обращения на себя внимания со стороны влиятельной фигуры? Не-не... Я знаю рецепт обращения на себя внимания. У меня есть приятель Дмитрий Рубин, мой одноклассник, который написал песню Пригласите даму танцевать. Он долго-долго бегал за Аллой Борисовной, выслеживал ее в гостинице и наконец вошел в круг композиторов, которые пишут для нее песни, и этим обеспечил себя достаточно хорошо и на все оставшееся время. У меня другая ситуация. Песня родилась сама собой, когда в какой-то из зимних, тяжких вечеров я включил телевизор и по всем каналам увидел эту вот вакханалию, связанную с какими-то то ли Рождественскими встречами, то ли, может, днем рождения Аллы Борисовны. И вот это безобразие когда проходит 20 лет и все одно и то же надо было как-то из себя исторгнуть. Я написал песню на эту тему. Потому что Пугачева действительно превратилась в символ того, что мы называли совком когда-то. Что-то такое среднее между продавщицей овощного ларька и атаманшей какого-нибудь казачьего племени образ, который мне глубоко несимпатичен. И сколько это породило всяких певиц, которых трудно даже по голосу отличить уже от Аллы Борисовны. Это эстетика, которая внедряется уже 20 лет и продолжает внедряться. Вот я про это написал песню. Как мы знаем, движущей силой группы ТЕЛЕВИЗОР был всегда протест, причем, как правило, социального характера. Времена изменились. Каков ныне объект вашего протеста? Я думаю, по большому счету ничего не изменилось. Как мне кажется, протест стоял всегда в более общей плоскости личность и толпа. Тогда толпой являлись все коммунистически настроенное наше население. А выживание личности в этой среде было, таким образом, проблемой взаимоотношений единицы и массы. Меняется только носитель. А когда сложнее выжить, на ваш взгляд, индивидууму в той ситуации или в нынешней? Ну конечно, сейчас посложнее когда ты понимаешь, что твоего слова жадно не ждут миллионы ушей (да и вообще вряд ли ждут какого-либо слова). Тем более что способы, с которыми работают нынешние глобалисты, изощреннее, они более ориентированы на конвейерное сознание, чем коммунизм как идеология. Но будем бороться! По крайней мере опыт есть. Иначе происходит то самое укатывание, о котором я пою в одной из песен нового альбома, происходит подмена целей и задач творчества как процесса. То есть когда не находят уже удовольствия в самом творчестве, а делают музыкальные продукты, причем делают их быстро, на радость торговцев музыкальной продукцией. Вот этот момент меня печалит, потому что в мире этого не происходит в таком объеме, как у нас. Появляются новые имена. По крайней мере есть некая золотая середина. А у нас ситуация довольно плачевная пока. Как и во всем. Что нужно, чтобы ситуация изменилась? Она изменится все равно, так или иначе. Если мы движемся в сторону мира, в сторону Европы, то она неизбежно изменится, если в обратную сторону, то все рухнет. И то, и другое, в принципе, довольно позитивные явления, которые могут как-то встряхнуть человечество. Даже вот... ну ладно, не к столу будет сказано Усама бен Ладен и тот способен чем-то встряхнуть. (Задумчиво.) Все же не зря они появляются, Усамы Бен Ладены. Значит, что-то не так. В последние годы в шоу-бизнесе мы все чаще употребляем такие слова, как продукт, работа, производящая компания промышленные категории к искусству, которое должно, по идее, нести сакральные функции. С какого момента, на ваш взгляд, началась такая подмена и что тому виной? У нас это началось с момента крушения коммунистической государственности. И, конечно, это такой эффект обезьяны так яростно рванули мы в сторону Америки. Я думаю, это сыграло злую шутку с русским народом, потому что это все неорганично, насильно стало вбиваться в голову теми же коммунистическими способами. И теми же людьми, кстати. И с той же долей агрессии мы получили пинок капитализма по мозгам. Вы имеете в виду глобализацию? Сейчас модно говорить о глобализации... Это действительно делается в интересах нескольких корпораций. Тут нет, конечно, какого-то заговора, это нормальные экономические законы, но они преобладают над законами нравственными уже настолько, что нравственным не остается места на Земле. Причем все это имеет такую красивую упаковку из Добра и Любви, которые несет нам... каждый новый купленный пылесос. То есть подмена ценностей произошла, целенаправленная, планомерная. И это происходит на всех уровнях жизни. Жалко, но похоже, что человечеству нужен шок. Михаил, Россия для вас до сих пор является отечеством иллюзий, которое что внутри, что снаружи, как вы спели в одной из своих ранних песен? Я думаю, что да, это лозунг не устаревает. Но, конечно, теперь я больше обращаю внимания на то, что внутри, чем на то, что снаружи. Потому что яркая красная тряпочка, которая дразнила моего быка в коммунистическое время, исчезла, и я начал наконец-то проводить параллели со всем остальным миром. Ситуация у нас такая, как и во всем мире, только более утрированная. Это место, где рождаются иллюзии вот в этом смысле эту фразу надо понимать. В чем, на ваш взгляд, наиболее уязвимое место поколения пепси? Ну просто им не напиться никогда. Постоянная жажда вот в чем проблема. Пепси-кола ведь так и рассчитана можно пить ее день за днем и никогда не достигаешь полного удовлетворения. Это своего рода наркомания поколения пепси. Слишком легко управляемое стадо вот это очень опасная вещь для человеческого мироощущения. Я частенько общаюсь с людьми 17 18-летнего возраста и вижу вот эту путаницу в голове, степень раздробленности головного мозга (эта болезнь давно изучена на Западе, а нас просто накрыла с головой), когда человек распределяет свою деятельность душевную на кучу маленьких предметов бытовых, которыми надо обладать. Пока у тебя нет вот этой конкретной стиральной машины, ты не может быть счастливым. Или, скажем, Секс тебе легко заменит Баунти. Естественно, человек попадает в зависимость от этих самых предметов. В том числе и от пепси-колы. И от моделей поведения, которые им внушают. Мы так одеты, потому что мы пьем наше правильное пиво вот это и есть реальное насилие над сознанием и подсознанием. Мне кажется, что им будет гораздо тяжелее от всего этого оторваться, потому что они не видели той жизни, когда это насилие было грубым и с хамским рылом тут оно же красивое все такое. В рекламах ведь дали, голубое небо, красивые женщины... Не секрет, что современные молодые радикалы в духе лимоновцев среди любимых отечественных групп называют ГРАЖДАНСКУЮ ОБОРОНУ и группу ТЕЛЕВИЗОР. А насколько симпатичны они вам и не поступало ли от них предложений о сотрудничестве? Была какая-то эпизодическая встреча с группой лимоновцев, которые съехались на некий слет в Петербург. Брали у меня интервью поочередно. Они не произвели впечатление тупиц, надо сказать. Их идея сама, может быть и красива умереть, сгореть, не дожидаться старости, но в реальной жизни происходит иное: из них готовят пушечное мясо люди, которые научились манипулировать красивыми идеями трагично. И я им честно это сказал. Они в ответ лихо пошутили тогда. Мы, говорят, тебя канонизируем. Посмертно. Владимир ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ
|