Журнал FUZZ, №12, 2002
Мы долго саботировали рецензирование этого диска. Саботировали главным образом из-за того, что не могли оправиться от полученного шока. Это всегда трудно разочаровываться в любимом артисте. После великолепного, в меру ироничного, в меру же агрессивного, лирического, очень тонкого и музыкального диска Двое поклонники группы получают на позабытое третье изрядно передержанный опус с внезапно смещенным центром тяжести от социальной и внутренней борьбы и глубоко личного одиночества (лейтмотива многих песен ТЕЛЕВИЗОРА) к нешуточной борьбе с женским полом. То, что задумывалось в недалеком прошлом как интересный и безусловно актуальный концепт под заглавием 7Б (и ряд песен с диска тому порукой), обещавший быть одной из если не вершин, то, как минимум, уверенных работ Михаила Борзыкина, обернулось с помощью всего-то трех композиций тем, что могло бы выйти из-под пера заурядного male shovinist pig, как сказали бы феминистки. Вот пример-другой:
Та, о которой ты так мечтал, Та, у которой просил тепла, Та, что сказала: Ты будешь летать, Та, что тебя за собой позвала, ... Обернулась жирной медузой, Затащила к себе в постель И трахала, трахала: Все б тебе музыку! Ехала трактором по живой мечте.
Или:
Путь к успеху это теплая трещина. Чтобы быть сверху, надо быть женщиной.
Ну, и обложка та еще. Нам не пристало судить о личной жизни поэта, и уж, тем более, поучать, с кем ему бороться, а с кем нет, это его личное дело. Наше право очаровываться или разочаровываться, любить или не любить. С любовью, как правило, приходит понимание, а нам вот совершенно непонятно, зачем возобновлять совершенно ненужный диалог (в одностороннем, правда, порядке) с А.Б.Пугачевой, которая еще и отождествляется с Родиной, через много лет после эпизода во время телепрограммы Музыкальный ринг, где Михаил ответил нашей приме решительным и вежливым отказом в ответ на приглашение к сотрудничеству.
Музыкально альбом не так безысходен, как может показаться на первый взгляд. Прочие вещи уравновешенно злы и жестки. От клавишной синтетики веет отрешенностью и могильным холодом, и, сравнивая их настроение с лирикой альбома Двое, поневоле задумаешься об усугубившемся крайне мрачном умонастроении Михаила. Коль скоро он предлагает нам свою работу (мало что в этом мире выпускается только для себя), мы вправе провозгласить его торговцем собственным страхом. Многие строки попахивают откровенным манихейством мир враждебен, скоро придет истинная настоящая боль, и собаки лают от страха. И поверх этого крестовый поход на Фемину-охотницу. Слушали мы все это и думали: затмение сердца, что ли, нашло? Вам неловко? Нам тоже неловко.
P.S. Бонусом к Пути идет превосходная вещь дуэта Комаров-Борзыкин Дым. В то время как поклонники группы уже было утомились ждать новый альбом, этот неожиданный проект буквально покорил своей самобытностью и невиданным по нынешним временам напором. То, что не выходит теперь сольно как у Борзыкина, так, впрочем и у Комарова, получалось у них вместе. Жаль, что их совместная программа так и не увидела свет.