Газета Молодежь Татарстана, №43, 22 апреля 2004
Легенда отечественного рока Михаил Борзыкин посетил Казань. В клубе Веселый Роджер с бешеным аншлагом прошел в минувшую субботу единственный концерт-презентация нового альбома группы ТЕЛЕВИЗОР Мегамизантроп. Двадцать лет назад, когда официально можно было слушать Юрия Антонова, Аллу Пугачеву и Софию Ротару, имя Борзыкина, равно как имена Бориса Гребенщикова и Юрия Шевчука, было для прогрессивно мыслящей молодежи развитого (загнивающего) социализма священно. Сегодня времена изменились: БГ, вроде бы, во всех интервью давая понять, что в душе-то анархист и любую власть не приемлет, выступает на самой попсовой и официальной площадке страны. Макаревич, сочинивший Не стоит прогибаться под изменчивый мир, пусть лучше он прогнется под нас, раздаривает в прямом эфире кухонные плиты. А вот Михаила Борзыкина и на ТВ не увидишь, и по радио не услышишь. Впрочем, обстоятельство это его, кажется, мало волнует. Группа живет и здравствует и с завидной периодичностью выпускает альбомы. Да и возглавить демонстрацию, как некогда в конце 80-х против запрещения рок-фестиваля, Борзыкин и сейчас готов.
Михаил, почти все интервью с вами журналисты начинают с вопроса: Куда же вы пропали?. Вы обижены на то, что сегодня менее раскручены, чем те же АКВАРИУМ, АЛИСА? Горечь у меня вызывают скорее тенденции всего происходящего в стране. А то, что происходит со мной, закономерность. Если уж встал на этот путь привыкай. А что касается безызвестности, то главное быть верным себе. Поверьте, это куда важнее, чем слава и деньги. И какими вам видятся тенденции всего, что происходит вокруг? О том, что кризис русской культуры налицо, никто не будет спорить. И что-то изменить затруднительно, мы безбожно отстали от всего мира. Группа ЛЕНИНГРАД сейчас донельзя раскручена, в то время как творческого лица у коллектива нет. Они поют краденые кусочки фраз из ларьковой жизни. Сегодня так называемая общественность воспринимает творчество Шнура сотоварищи как нечто грандиозное. Так есть ли у вас ответ на риторический вопрос: Жив или мертв русский рок в России? То, что он погиб давно, это факт. Хуже то, что сейчас он невероятно запах. И клубы этого запаха разносятся с помощью СМИ по всей стране со скоростью ветра. О тех, кто творит давно, говорить воздержусь. Что касаемо молодежи, то она, видимо, уже не заботится о каком-то послании, не понимая, что хочет сказать своими песнями. Неужели, по-вашему, все так безнадежно? Я сидел в жюри на тольяттинском фестивале Автоград и видел там много талантливых групп. Приезжаю на следующий год, и выясняется, что групп больше нет кто-то спился, кто-то повесился, кто-то на игле. Они срываются, как только сталкиваются с суровой правдой жизни: они никому не нужны. В стране человек десять контролируют музыкальный процесс и диктуют формат. Как вы оцениваете факт прошедшего в Кремле концерта БГ? Это просто смешно: БГ, позиционирующий себя бунтарем, и вдруг в Кремле. А вы бы где устроили свое пятидесятилетие? Я не отношусь с трепетом к таким вещам, как юбилеи. Мы и двадцатилетие группы в марте отметили скромно, не рисуясь. Это все признаки бронзовения. А мы и не спешим попасть в легенды. Тем не менее вас к ним причисляют... Ради бога, но серьезно к этому я не отношусь. Маргарита ГЛАДКОВА
Фото: Виталий КАЛИН |