Харьковский еженедельник События, декабрь 2006
В анекдотах былых времен про музыкантов ленинградского рок-клуба Михаил Борзыкин скандалист, вечно мешающий людям спокойно заниматься ерундой. Поэтому все думалось: вот ворвется сейчас Борзыкин в харьковский Клуб любителей русского рока, где была назначена встреча с местной прессой и как начнет бунтовать... Однако все обошлось. Нынче Михаил Борзыкин человек-ансамбль, в Харьков приехал с синтезатором, компьютером и программой Электроакустика.
Насколько вы сегодня финансово зависите от концертной деятельности? Какая-то степень зависимости есть. Но она достаточно зыбкая, потому что мы выбираем, куда ехать, и далеко не всегда соглашаемся. Наши музыканты работают на своих работах. Я каким-то образом умудряюсь перебиваться за счет того, что выпущено все-таки десять пластинок. И поэтому с концертами ездим туда, куда хочется и куда интересно. То есть, концертной зависимости у вас нет? Не возникает ситуации, когда петь не хочется, а надо уплочено? Нет, у нас настолько мало концертов в последнее время, что каждый из них воспринимается с большим удовольствием вывести себя из спячки, встряхнуться. В отличие от того периода, когда мы ездили часто. Я помню, что ненавидел концерты. То, что вы гастролируете в качестве человека-ансамбля это финансово обусловлено? Я сам решил несколько лет назад освоить такое новое для себя занятие, попробовать. Потому что некоторые песни не укладываются в концертный репертуар ТЕЛЕВИЗОРА там есть лиричные песни разных лет, которые довольно смешно петь всей группой. Все уже давно сделали себе акустические составы, вот и я решил сделать такой электроакустический эксперимент. С одной стороны мне это интересно, с другой конечно, нет определенной зависимости от группы. И мобильность появилась даже в Израиль съездил с электроакустическими концертами. И как там принимали? Хорошо. Тель-Авив вообще цивилизованный город, в смысле насыщенный концертными событиями. Есть там большая диаспора людей, которые помнят рок-клуб вот, собственно, они и пришли. Клуб такой, Зеленый попугай, по-моему, называется, там уже кто только не играл из наших и БГ, и Чиж. А в Иерусалиме все, конечно, камерно было, но все равно интересно как опыт. Я не думаю, что в коммерческом плане организаторам удалось что-то заработать, просто это делали люди, которым очень нравится ТЕЛЕВИЗОР, они взяли на себя все основные расходы. Можете кратко охарактеризовать положение дел в русском роке? Или говнороке. Термины-то эти журналистские. Говнорок, мазафакеры у нас есть отдельная волна. В целом, ситуация деградации что называется, по всем фронтам. Но она характерна для всего российского общества. Кремль снижает планку народного понимания и сообразительности. Идея простая всегда баранами легче управлять. И кто-то, естественно, за этим ведется, и из русского рока, и художники, и писатели такие же. Желтизна захлестнула окончательно вот российскую журналистику, например. Нельзя критиковать власти. То, что у вас пока еще можно, у нас лет уж пять, как прошло. То есть если ты живешь в Петербурге, мэра Матвиенко не тронь, иначе сразу мягко вылетаешь из практически любой газеты. Поэтому я вам предлагаю гордиться тем, что вы еще не пошли на второй виток и дай бог вам туда не ходить. Согласны ли вы с тем, что литература это наркотик? Не страдаете литературной зависимостью? У меня другая болезнь я такой воинствующий невежда. Когда-то, проучившись четыре курса на филологическом факультете университета, я вбил себе в голову мысль, что эрудиция очень часто мешает людям взаимодействовать с внешним миром на глубоком уровне. И еще, подначитавшись всякой восточной белиберды, решил, что мой мозг должен быть чист от названий, авторов, количества прочитанных книг. Видимо, был перенасыщен общением с эрудитами. Для меня получение информации из книжных источников будь то Библия или Коран всегда является менее интересным, чем получение этой информации из воздуха или общения с самим собой. Мне приносят периодически какие-то книги. Илья Кормильцев подарил целый набор Лимоновых, там, Стоговых. Ну, пробегаю глазами, но меня почему-то в последнее время не потрясают книги. Серьезно сами заняться писательством не думали? Нет, думаю, что у меня не получится. Не хватит усидчивости и скрупулезности. Я все-таки сторонник кратких форм. А писать это адский труд, и надо быть отчасти еще и бухгалтером. По-моему рассвет всего этого девятнадцатый век, и очень трудно сравнивать себя (и в поэзии) вот с этими ребятами ушедшими. Эти вершины невозможно уже преодолеть, да и не нужно. Наверное. Найти свою краску можно, занимаясь синтетическим жанром, включающим различные компоненты. А как обстоят у вас дела с алкогольной зависимостью? Пьете? Да, периодически погружаюсь. Но это такой, в большей степени бытовой алкоголизм, пивной. Вот концерты, кстати, для того и нужны, чтобы перед ними неделю не пить, а ходить в бассейн, заниматься волейбольчиком. Иначе два с половиной часа не отпрыгаешь на сцене сдохнешь. С похмельем как боретесь? Поделитесь фирменным рецептом, коли не жалко. А он стандартный, по крайней мере, для меня. Вечером две таблетки аспирина и уже хорошо. А вообще стараюсь не злоупотреблять, но получается не всегда. Расскажите о проекте Красный клин Это сейчас называется проект, а вообще-то, конечно, была просто такая идея, где-то в 89-м году объединить свои усилия. Делать совместные концерты в разных городах, пробивать рутину. В частности, тогда мы втроем приехали в Киев АЛИСА, ТЕЛЕВИЗОР и ДДТ. Выступали на стадионе. После чего коммунистические чиновники были в ужасе, и началась серьезная возня. Потому что в России нас уже не запрещали, а на Украине был шок. Эта идея просуществовала, к сожалению, недолго. Мы предложили еще со своей стороны помощь свою студию звукозаписи в Питере, по тем временам хорошую. Для всех начинающих музыкантов она была самой дешевой на тот момент. Далее произошла масса событий, вроде падения рубля. И после очередного катаклизма выяснилось, что другим членам объединения неинтересно объединять усилия, потому что им самим бы выжить. Вот такая получилась ситуация деньги разъединили всех. То есть рок-н-ролльное братство это миф, каждый сам за себя? С 84 по 89 годы это не миф. Действительно многие из нас дышали одними и теми же мыслями. Вообще для революции (а это было революционное время) характерен подъем такого духа свободы, а потом происходят многолетние стагнации видимо, такова уже историческая закономерность. И в эту стагнацию попали и мы, и каждый пошел в свою сторону. Все стали самостоятельными. Тот враг, с которым все боролись, отступил, занялся бизнесом. Пятнадцать лет ждал сейчас снова вылез на поверхность, теперь нами же управляет. Не хотелось в свое время Укупнику морду набить за песню Товарищ Сухов? Нет... Укупник это такое забавное... существо. А обижать братьев меньших некрасиво. Часто в жизни случалось давать и получать по морде? Мое детство прошло в рабочем районе Петербурга, около станции метро Электросила. Там что ни двор зашел, и если не знаешь какого-нибудь Богдана из соседнего двора, то тут же получил от двадцати подростков. Довольно бандитское местечко. Конечно, приходилось и давать. Но поскольку на тот момент был животным не слишком коллективным, получал больше я. А ты с кем?, спрашивали меня. А вроде как бы и ни с кем можно и навалять. В зрелости был рок-клубовский период, когда мы все играли в панков. А это страшно. Потому что панк по-русски это не английские истории о том, как группа CLASH перед приходом журналистов разбивала бутылки, а после их ухода аккуратно собирала и выносила. А у нас все было по-настоящему. И соответственно, круг общения Свинья, Скандал, Рикошет. Там без драк не обходилось. Даже помню, приезжала группа SCORPIONS слава богу, что они приехали с тремя невероятного размера телохранителями. Потому что когда народ не пускали общаться с группой SCORPIONS, начались заводки на телохранителей. Чудом там драки не было, но было на грани. Типа хотим общаться с музыкантами, пошли отсюда вон. А те приехали, вроде звезды. Тем не менее, они сыграли в маленьком помещеньице рок-клуба, на каких-то дурацких гитарах, но при этом прозвучали все равно отлично Читал, что в 86-м на Музыкальном ринге Пугачева защищала ТЕЛЕВИЗОР, и что это потом вырезали из программы. Было такое? Да она вообще тогда встала на защиту рока как явления. В зале была большая часть людей с комсомольским темным прошлым, которые пытались договориться до мысли, что все это очень мешает нам жить. Яканье, искренность, вообще эта самодельность нам, мол, нужны профессиональные композиторы и авторы. А она встала и говорит: А почему? Я вот тоже пою от своего имени. Почему вы запрещаете им якать? Мне вот очень понравились песни Михаила. Я бы хотела спеть одну из них Муха на стекле. Я говорю: Вообще-то я сам пою.... Нет, говорит, вы могли бы отдать мне песню? Я сказал, что мне надо подумать. Потом кто-то ко мне подбежал, уже не помню Артем Троицкий, что ли, и сказал: Беги, беги за ней! Договорись! Это же пожизненная пенсия, можно сказать. Одна песня, запроданная Алле Пугачевой это авторские на всю жизнь. Вы про Аллу Борисовну песню ругательную написали... Сама она человек достаточно волевой и сильный. Другое дело, образ, который она представляет сейчас для музыки. Песня о том, что существует такая полуатаманша, полубуфетчица, которая и матом ругнуться может, и коня на скаку... Какое-то грубое существо и это не то, к чему должны стремиться молодые, желающие заниматься творчеством. А она является неким лидером для большинства наших певиц и певцов и по успеху, и по манере поведения. Вот эта хамоватость, жлобское, продавщическое начало оно, конечно, близко русскому народу, я понимаю. Она могла в любой момент стать тоньше и за ней бы пошли. Но не сделала этого, засела в этом образе и практически из него не выползала. Хотя широты диапазона и времени у нее хватало, чтобы сделать такой эксперимент. Пыталась с рок-музыкой заигрывать, с новой волной, но очень поверхностно. А все смотрели, открыв рот что сделает Алла Борисовна и в итоге появилось еще несколько сот тысяч таких аллборисовных, в окружении которых мы сейчас и живем. Насколько в процентном соотношении вы мега(кило, гига)мизантроп? В песне, как раз и сказано, что это происходит зимой, с осени по весну. А весной, летом и в начале осени отступает. По-моему, это нормальный процесс. Я никогда не пытался себя покрасить в один цвет Вам не кажется, что есть некое несоответствие, между названием группы и содержимым? Ведь телевизор это ящик, гадящий в мозги. Название возникло довольно случайно, мы просто искали слово, которое не было бы претенциозным. В 84 году кто-то брякнул телевизор. Чтобы звучало позлее чтобы буквы р были, з. Решили назваться телевизором, чтобы не быть вообще КИНО там. Как-то попроще. Ящик, и ящик. А чем его наполнить... Это потом уже журналисты старались: Окно во внутренний мир, восставший телевизор, который отключился от сети, телевизор, независимый ни от каких проводов. Есть сотни объяснений, почему ТЕЛЕВИЗОР, напридумывали уже. Смысл можно найти в чем угодно, в частности, в чем изначально его не было. Мы искали существительное, которое было бы затаскано Подозреваю, что сами вы не большой любитель телевизора. Не, я смотрю телевизор. Пытаюсь выуживать информацию, читать между строк. Бывает, немножко зависаю на этом деле, да. У нас сейчас 99% яростной лжи идет с экранов. Русское телевидение практически все находится под Кремлем. На Рен-ТВ есть пару программ, где кто-то пытается что-то вякнуть, остальные за последние два года подавлены окончательно. Вот интересно смотреть кто врет и почему. Есть еще какие-то передачи о науке, природе. Считать телевидение абсолютным злом бессмысленно. Телевизор это такая тренировка для мозга. Напоследок, такой шукшинский вопрос есть он вообще, праздник? Праздник для меня это состояние одномоментное, возникающее зачастую внезапно. Вот подготовленные праздники проходят с большим скрипом. Я, например, испытал большое удовольствие, когда в прошлый Новый год не 31-го вышел на улицу с шампанским по нашим трем островам погулять, а 30-го. Мы вышли вдвоем с девушкой и получили громадное удовольствие, оттого что никто не хлопает, никто не празднует, оттого что все тихо, спокойно. Праздник получился, хотя мы и не планировали заранее. Всю ночь прошлялись вот получился праздник.
О чем с нами говорит телевизор? С целью тренировки мозга включил канал Ностальгия, там каждый день показывают выпуски программы Время прошлых лет. И периодически клацал на нынешнее Время, что идет по ОРТ. Для сравнения. 29 ноября, 2006 год: В ближайшие десять лет производство электроэнергии в России должно вырасти в полтора раза, заявил президент Путин. В свердловской области по вине чиновников замерзает целый поселок более тысячи человек остались без отопления в 30-градусные морозы. Региональные начальники с удовольствием рапортовали об увеличении в Ставропольском крае овцеголовья, а в Ростовской области количества скотомест, свиноголовья и молочного направления 29 ноября, 1987 год: Успешнее стали решаться многие проблемы производственного и социального развития. В трех районах, в квартирах горожан, в детских садах температура поползла чуть ли не к нулевой отметке. А ведь совсем недавно новосибирцы слушали и читали оптимистические заверения руководителей коммунальных служб. Сейчас уже двадцать один кооператив поставляет универмагу свою продукцию. Пришлось открыть новую уже шестую секцию для подобных товаров Как спел Михаил Борзыкин более двадцати лет назад Вечер не даст ничего. Программа все та же. Сергей ТРУБАЕВ
|