KM.ru, 1 марта 2005
Может быть, и к лучшему, что этот альбом ТЕЛЕВИЗОРА из-за козней продюсера не увидел свет в 1989-м. Ведь в этом случае, к настоящему моменту он мог бы устареть столь же безнадежно, как и его предшественник Отечество иллюзий. А так оставалась какая-никакая интрига и упорство непотопляемого Михаила Борзыкина, горящего желанием преподнести старую работу в новом саунде.
Две ключевых песни этой программы Холод и Вера были до этого известны по записи на официальном концертнике Живой (1996). В первой из них, помимо обычной для ТЕЛЕВИЗОРА клавишной атаки, наблюдалась игра на чистом гитарном звуке. Во второй двухголосие Борзыкина и клавишника Константина Шумайлова и диалог архаических трансовых ударных с возвышенными клавишами. Ничего этого не осталось в новых студийных версиях и в помине! В Холоде живой гитаре достойной замены так и не нашлось, а Вера вытягивается за счет циничных интонаций вокалиста и отстраненной гитары Сергея Сивицкого.
Песни, не ведомые широкой публике, впечатляют. Пластмассу отличают пружинящие электронные перкуссии и рассыпчатые переливы искусственного фортепиано. Больной лиризм Не плачь удачно оттенен яростным кибернетическим ревом Борзыкина в припевах. Не стоит забывать, что песни Отчуждения сочинялись 16 лет назад, когда Борзыкин позиционировал себя, в основном, как бунтарь. Лишь в 1995-м появится пластинка Двое, где агиток и баллад будет примерно напополам (отсюда, собственно, и заглавие альбома). В 89-м же Борзыкин умудрялся вмещать обе ипостаси в рамки одной композиции. И отрадно, что в наши дни лидер ТЕЛЕВИЗОРА сумел вновь подчеркнуть эту свою особенность.
Часть треков с Отчуждения-2005 воспринимается как черновые зарисовки к будущим хитам. Так, Потребитель кажется прообразом Унижения (Мечта Самоубийцы, 1991), а Дети уходят изрядно напоминает Ушла из дома из прошлогоднего альбома Мегамизантроп. Отдельно вдохновляет, что, даже перелопачивая свой древний материал, ТЕЛЕВИЗОР вполне способен конкурировать с продвинутой молодежью. Сомневающимся предлагаем сравнить песни Все в порядке от СМЫСЛОВЫХ ГАЛЛЮЦИНАЦИЙ и Михаила Борзыкина.