KM.ru, 9 ноября 2006
Лидер ТЕЛЕВИЗОРА Михаил Борзыкин еще в середине 80-х отчаянно не соответствовал бардовско-гитарному стереотипу русского рокера. Уже тогда основным сподручным средством Михаила была не акустическая гитара, а синтезатор. В 90-е (не от хорошей жизни) клавишные стали доминирующим инструментом ТЕЛЕВИЗОРА. А в начале 21 века у Борзыкина появился господин Ноутбук.
Неудивительно, что и редкие сольные концерты Борзыкина обычно игрались заживо в сопровождении синтезатора KORG 01/W FD. Наиболее зрелые плоды этих выступлений в Питере и Москве были собраны в 2002-м году на альбоме Перекресток, после чего подобные выступления прекратились вовсе. И вот 3 ноября Борзыкин решил, что называется, тряхнуть стариной и устроить электроакустику в Москве.
Для концерта было избрано противоречивое место умеренно пафосный клуб Меццо Форте. Камерная обстановка, небольшая, но высокая сцена, лихо закрученные духовые инструменты на стенах располагали к постижению спокойных песен. Только вот в заведении гуляло немало случайных людей потенциальных героев жестких антиобывательских гимнов ТВ. Экстремальное шоу Борзыкина стало для них нежданным, щекочущим нервы бонусом, наподобие платных новорусских ГУЛАГов. Рядовые почитатели ТЕЛЕВИЗОРА присели прямо на полу.
Борзыкин, принаряженный в красивую красно-черную рубаху, начал с песни Цветные сны, которая концентрированно передавала потаенную суть холодной пессимистичной электроакустики:
И пускай за моим фоно я и снег, Черно-белые клавиши ждут весны. И пускай не хватает красок в этом сне, Я еще не забыл цветные сны.
Кроме компактного фоно, на сцене нашлось место и Его Величеству Ноутбуку расположенному на высоком стуле по правую руку Михаила. Комп очень пригодился Борзыкину при исполнении ритмизованного Мухи-блюза и Ты на пути в Чикаго, переиначенной в синти-поп. Солист ТВ последовательно двигался от песен о боге (Кто ты?) к рвущим душу посвящениям уходящей любви (Листик, Я у вольных, у небес...). Присутствовал на концерте и специальный блок композиций о душе (Шанс, Душа, Быть бы). Прологом к этой серии служила новая песня Пока ты со мной, содержащая красивую мысль: время не знает душу. Вот такой романс недавно написался, скромно прокомментировал премьеру Борзыкин.
Поскольку электроакустика Борзыкина была изначально заявлена как творческий вечер, музыкант предложил класть записки с вопросами в специальный ящичек. Заказы на конкретные песни отметались сразу. У нас тут не Поле Чудес, поэтому я никого не поздравляю, категорично заявил Михаил. Блиц-опрос выявил, что Борзыкин предпочитает пиво Туборг, не прочь бы сыграть совместный концерт с Питером Гэбриэлом и выделяет из новых групп ПОСЛЕДНИЕ ТАНКИ В ПАРИЖЕ. О любимых песнях музыкант говорить затруднился, мотивировав это тем, что в последнее время он как-то закапсулировался.
Еще одна новинка злободневная Дежа-вю они вернулись (мелкий бес, прокуратор комитета добра спонсор твоего фестиваля) дала толчок к разговорам о политике. Борзыкин отмел заказ на Твой папа фашист, мотивировав тем, что все и так знают, кто сейчас стоит у власти. Извините нас за эту гадость, которую мы привезли вам из Питера, тут Михаила прорвало. Но мы не знали тогда, кто есть Путин на самом деле. Это же ведь изначально был екатеринбуржско-березовский ставленник. Из дальнейших монологов следовало, что Путин силен архаическим мозгом рептилии, поэтому ему не ведома жалость к себе подобным. Нечего ждать от человека, которого на протяжении 20-ти лет учили в КГБ профессиональному вранью. Окончательно распалившись, Борзыкин объявил Путина помесью змеи и жабы.
Российско-грузинский конфликт вокалист ТВ назвал позорищем. Позиция наших властей сродни здесь поведению великовозрастного балбеса, который, чтобы доказать свою силу, начинает обижать карапузов, продолжал рубить правду-матку музыкант. Или деда в армии, притесняющего салаг. У нас во всем виноваты таджики, грузины, американцы, но на самом деле, ответственны за происходящее два-три человека, которые находятся на самом верху. Движение Против Нелегальной Иммиграции (ДПНИ), собиравшееся провести 4 ноября Русский Марш, он назвал гапоновщиной и провокацией, инициированной самими властями.
Борзыкин считает, что сложившейся в России ситуации нужно активно противостоять, но тех пяти тысяч человек, которые готовы сегодня выйти на улицу, явно недостаточно для кардинальных перемен. Положение могли бы спасти 150 000 протестующих в центре Москвы, убежден Михаил. Но их-то пока взять и неоткуда все чересчур увлеклись потреблением.
Кроме того, лидера ТЕЛЕВИЗОРА сильно тревожит срастание Патриарха Алексия с Путиным. По его мнению, это может отбросить страну в ХVI век, когда Иван Грозный очень любил наблюдать стриптиз из окна своего терема, наплевав на моральные нормы поддерживающей его церкви. Регресс, по мнению, Борзыкина, пока идет полным ходом, так как в брежневскую эпоху мы уже вернулись, до сталинской совсем недалеко, а времена новой опричнины маячат где-то впереди.
На фоне таких невеселых откровений песни ТЕЛЕВИЗОРА 20-летней давности Шествие рыб и Я не виноват звучали особенно актуально. То же самое можно сказать и о кавере на башлачевскую песню Рыбный день, которую Борзыкин тоже исполнил: Мне посчастливилось знать Башлачева еще тогда, когда он был живой. Он человек невероятной силы и глубины. В конце-концов Михаил даже расщедрился на сложно воспроизводимого вживую Товарища Сухова, ненавязчиво напомнив, что данный киноремикс предшествовал экспериментам ди-джея Грува с Джентельменами удачи и т. п. Только, в отличие от новомодных поделок, Товарищ Сухов имел антимилитаристскую направленность, ибо в момент его написания в 1984 году Борзыкину очень уж не хотелось в армию.
Песни о мессианских замашках наших рокеров (Обходи, Костыли, Пронесло) инспирировали вопрос о боевом товарище Борзыкина Константине Кинчеве. Когда я услышал песню АЛИСЫ Небо Славян, я сказал Косте: Ну а небо-то зачем на клетки делить? последовал ответ. Кинчев мне ничего тогда не возразил. Вообще-то, я рад за Костю, он нашел свою нишу. И время покажет, насколько его нынешнее творчество оправдано.
Относительно религии Борзыкин также допустил нелицеприятные высказывания. Несмотря на то, что он чувствует присутствие бога, он считает конфессиональные воззрения мифом. И я не понимаю, почему миф, распятый на Кресте, должен мочить миф, который толстый и улыбается, недоумевал певец. Как бы иллюстрируя свои еретические воззрения, он тут же позволил себе неслыханную дерзость, воздев руки к небу и переиначив строчку из Тараканов так: А я люблю насекомых в Его голове. Впрочем, Борзыкин не стал особо распространяться на эту щекотливую тему, резонно заметив: Я мог бы говорить еще тут целую неделю, а потом мы все равно в итоге переругались бы.
В финальной части концерта Михаил покинул пост у синтезатора и объявил танцы. Давай Аллилуйю, предложил кто-то из зала. Зачем? Танцы будут спокойными и взвешенными, возразил Борзыкин. Прыгая под минус, он спел Все в порядке, Тараканы, Бабуины, Беги-беги. После бисовой Нет денег Борзыкин дал многозначительное политическое напутствие: Готовьте себя. Держите себя в норме. Это вам еще пригодится...