Журнал Рок (Ленинградский рок-клуб), 1987
Это, пожалуй, самый злой, самый остропублицистичный альбом в истории ленинградского рока. Он практически лишен метафоризма, иносказаний. В отличие от других представителей нашего красного клина Шевчука, Кинчева, Рикошета Борзыкин не заботится об упаковке своих самых левых мыслей в красивую обертку изощренного образа. Можно было бы назвать новую работу ТВ чуть иначе без иллюзий, ибо, послушав альбом, не испытываешь никаких сомнений по поводу человеческой и гражданской позиции его создателей.
Мне кажется, главная тема альбома противоборство художника и общества, навязывающего ему свои трафареты жизни и творчества, столкновение человека задумывающегося, сомневающегося с чиновничьей машиной, с аппаратом бюрократического подавления мысли. Право личности сохранить себя, право на собственный голос, собственную веру вот ядро альбома Отечество иллюзий. При всей публицистичности, при всем лаконизме выбранных выразительных средств в своих новых песнях, вошедших в альбом (впрочем, относительно новых) в Гадах, Фашисте, песне Кто ты?, в Детях заметно, что Борзыкин сделал шаг вперед. Новые песни многоцветнее, что ли. Произошло то, с чего начинаю думать, начинаю сомневаться... Что ж, это радует.