Журнал FUZZ, 1995.
В апреле месяце наступившего года исполняется 10 лет со времени появления на государственном горизонте любезного отечества лидера с божьей отметиной. Затеянные им гласность и демократия имели и рок-аспект. Предлагаем нынче взглянуть, как отразился красный медведь с гитарой в зеркале буржуазной прессы в частности, в журнале Rolling Stone.
Серые униформы милиционеров окаймляют большую группу перед ленинградским Рок-клубом: на улице Рубинштейна, 13 открытие очередного рок-сезона. Сегодня большой концерт, будут играть сливки ленинградского рока, и даже на расстоянии видно, что приняты чрезвычайные меры безопасности.
В фойе юные представители новой волны ленинградской интеллигенции, щеголяющие кто в ювелирных украшениях, кто в черной коже и до последней капли столь же клевые, как и их западные собратья, болтают и чиркают спичками, купаясь в огромном облаке сигаретного дыма. Пунктиром в толпе намечаются люди в мешковатых костюмах самозванцы, как будто только что демобилизовались из Красной Армии и наскоро запихнутые в гражданку, они здесь не более неожиданны, чем бритоголовый на танцульках со сшибкой.
В зрительном зале, на сцене, готовится к выступлению ТЕЛЕВИЗОР; эта группа на ленинградской сцене неоднократно подвергалась запретам за исполнение двух песен: Выйди из-под контроля это настоящий политический манифест, рвущийся сквозь стиснутые зубы, и Мы маршируем дерзкий похоронный марш, открыто издевающийся над советскими пропагандистскими лозунгами.
Ни один советский цензор, пекущийся о своем положении, не поставил свои инициалы под этими песнями. Но это не волнует лидера группы Михаила Борзыкина, чья точка зрения такова: нет цензуры, если игнорировать цензора; всякий раз, когда ТЕЛЕВИЗОРУ позволяют вернуться к выступлениям, с предупреждением исключить эти две песни из программы, группа все равно играет, что захочет.
У Борзыкина нет никаких иллюзий касательно механизмов, созданных, чтобы контролировать рок. В конце концов, его песни именно об этом. Если мы впитаем это с молоком матери, наступит смерть нашего поколения, говорит он. Когда я спросил, собирается ли он играть Выйди из-под контроля, он улыбнулся: Конечно.
Гаснут огни в ленинградских квартирах, а четверка музыкантов выходит на сцену. Это первый концерт ТЕЛЕВИЗОРА после шестимесячного перерыва; группе предоставляется редкая возможность раскачать делегацию Центрального Комитета Коммунистической Партии, которая специально прибыла из Москвы, чтобы посмотреть, как организуется отдых ленинградской молодежи в период антиалкогольной компании Михаила Горбачева, по выражению Артема Троицкого.
Гитарист Саша Беляев быстро, экономно и с хирургической точностью заводит группу, и Борзыкин не тратит времени попусту. Мы маршируем вперед, но ничего не изменится, начинает он монотонным голосом, механически, почти сонно. Ударник Алексей Рацен выбивает сухую дробь, как на тевтонском военном параде, и Борзыкин топчется у микрофона. Мы продукты! выкрикивает он. Никому никто не нужен. Все, что мне нужно это я сам.
Шесть песен включено в их выступление, и вот Беляев играет скрежещущие аккорды, которых все давно ждали, и общий вздох проносится по аудитории. Пристальный взгляд Борзыкина устремлен на балкон, где в темноте притаились партийные боссы. Они заправляют нами с рождения, наши добрые дяди и тети, поет он. Мы растем, как скот мы поем, что они хотят, мы живем, как они хотят...
Борзыкин возносит обе руки над головой и продолжает: Глядя на террористов наверху, я говорю: Выйди из-под контроля! Разрушь эти стены! Пой то, что хочешь, а не то, что тебе скажут! Выйди из-под контроля, мы можем быть свободны! и он с силой опускает руки на маленький телевизионный приемник, специально установленный в центре сцены. Приемник разлетается на тысячу частей.