Газета Совершенно секретно версия в Питере, №7, 19 февраля 2002
Когда-то Ленинградский рок-клуб играл для музыкантов не менее важную роль, чем Биг-Бен для Лондона. Какие только группы не имели отношения к этой легендарной организации: АКВАРИУМ и ДДТ, НАУТИЛУС и АУКЦЫОН, СЕКРЕТ и ТЕЛЕВИЗОР. Пороха в пороховницах рок-клуба хватило ровно на 10 лет. Он появился в феврале 1981-го. А в 1991 году, устроив напоследок прощальный салют в виде выставок и концертов, динозавры питерского рока разбрелись кто куда. А что клуб? Официально он существует до сих пор. И называется, как и в добрые старые времена, Ленинградский рок-клуб. И понятное дело, отмечает очередной день рождения. Но теперь это организация чисто номинальная живет, как растение пользы не приносит, спасибо, хоть не мешает. А каким рок-клуб запомнился музыкантам тогда, 20 лет назад, в период своего расцвета в начале 80-х? Михаил Борзыкин: Мы пришли в клуб с чистыми головами Как развивался бы российский рок вообще и питерский в частности, не появись в 81-м Ленинградский рок-клуб? Сложно сказать, что было бы, если бы клуб не возник. История не терпит сослагательного наклонения. Все шло своим чередом. К тому же создание рок-клуба было вынужденным шагом со стороны КГБ, иначе не ясно, как бы развивались события. Помните свое знакомство с рок-клубом? Да, конечно. Наша группа общалась со СТРАННЫМИ ИГРАМИ и АКВАРИУМОМ. Будучи завсегдатаями концертов рок-клуба, мы отлично представляли себе его атмосферу. Тогда концерты рок-музыки собирали не народные массы, а элиту. Молодую, свободомыслящую интеллигенцию. Людей, которым не хватало свободы. И быть одним из них казалось мне почетным. Поэтому, когда мы решили вступить в рок-клуб, серьезно готовились. Будет враньем сказать, что от рок-клуба у меня остались исключительно светлые воспоминания. Всякое бывало. Концерты, безусловно, приносили радость, а вот в области администрирования были и неприятные моменты. Какие? Мы пришли туда с чистыми головами. Вообще тогда в понятие рок-музыкант вкладывался особый смысл. В глазах общества это человек, совершенно не перспективный в денежном плане, одним словом дурак. Мы ожидали, что в рок-клубе денежные отношения не будут преобладать над человеческими. К сожалению, бог денег начал вмешиваться в искусство. Не опишете атмосферу, царившую в рок-клубе 80-х? Самым примечательным было желание каждой команды удивить всех остальных. Свой взгляд на мир, на музыку был своеобразной визитной карточкой коллектива. Мы каждый год создавали новые программы. И всегда думали: Не дай бог окажемся похожими на кого-то. Когда я наблюдаю за командами, мелькающими на экране, очевидно их желание походить на наиболее успешные группы. Эта особенность просто бросается в глаза. Возможно, после теракта мир изменился. И если привлечь внимание СМИ к молодым, пока не известным командам, единообразие исчезнет. А сейчас есть нужда в полноценном, а не номинальном рок-клубе? Мне кажется, есть. Я знаком со многими музыкантами, которые бьются с непониманием родных, безразличием СМИ. Они выпускают альбом за альбомом. Но то, что они создают никому не нужно. Ребята спиваются, вешаются. Есть другие музыканты, которые сидят дома, за компьютерами. Их
встречаешь только в компьютерных магазинах. Конечно, этим ребятам
хочется донести то, что они создали. Но такой возможности нет. Возможно,
рок-клуб стал бы для молодых музыкантов первичной площадкой.
Елена ХАРЛАМОВА
|